Несколько фаз реформирования межбюджетных отношений обрекали сельские бюджеты на хроническую зависимость от бюджетов высшего уровня, поскольку принципиально так и не была расширена налоговая база их наполнения. Хотя имеют место значительные резервы для того, чтобы на порядок увеличить доходы бюджетов сельских территориальных громад.

Сельские территории являются основным полигоном концентрации природных ресурсов. Однако распределение рентной платы за их использование происходит в направлении централизации в Государственном бюджете Украины, и только мизерная доля поступает в сельские бюджеты. Это не позволяет увязать темпы и объемы хозяйственного освоения природного сырья в пределах сельских территориальных громад с приоритетами социально-экономического подъема села, в том числе и в части реализации проектов модернизации социальной и производственной инфраструктуры сельских населенных пунктов.

В бюджеты сел в 2014 году поступило рентной платы за специальное использование природных ресурсов всего 8,8% от общих поступлений этого платежа в сводный бюджет Украины, в 2015 году – 0,75%, в 2016 – 0,8%.

Местные власти не поддерживают монетизацию льгот на проезд

Снижение доли поступлений рентной платы за специальное использование природных ресурсов в 2015 и 2016 годах по сравнению с 2014 обусловлено тем, что плата за землю была переведена в категорию «местные налоги». Увеличение поступлений местных налогов и сборов в сельские бюджеты в 2015 и 2016 годах по сравнению с 2014 состоялось как раз за счет платы за землю, а не за счет существенного расширения налоговой базы. То есть увеличение объема поступлений местных налогов и сборов было обеспечено за счет рентной платы за специальное использование природных ресурсов.

Одной из основных составляющих природного богатства Украины являются полезные ископаемые, которые составляют сырьевую базу во многих отраслях материального производства. За период 1999-2016 годы в динамике поступлений рентной платы за пользование недрами в сельские бюджеты наблюдалось несколько основных фаз. В 1999-2002 годах поступления этого вида фискальных платежей колебались в интервале 0,3-2,3 млн грн. В 2012-2016 годах наблюдалось снижение объема поступлений за пользование недрами в сельские бюджеты. Если в 2012 году в сельские бюджеты поступало рентной платы за пользование недрами 158,4 млн грн., в 2014 – 85,9 млн грн., то в 2016 – 55,5 млн. грн.

То есть в 2016 году по сравнению с 2012 поступления рентной платы за пользование недрами в сельские бюджеты снизилось в 2,8 раза, что связано с изменением перераспределения минерально-сырьевой ренты в пользу Государственного бюджета Украины и региональных бюджетов. За период 1999-2016 годов удельный вес поступлений рентной платы за пользование недрами в общих доходах сельских бюджетов колебался в интервале 0,05-2,7%.

Украинские ОСМД поголовно обязали открыть казначейские счета, со всеми последствиями

Анализ основных тенденций поступлений рентной платы за специальное использование природных ресурсов в целом и рентной платы за пользование недрами в частности в сельские бюджеты свидетельствует о том, что природно-ресурсная рента эквивалентно не распределяется между бюджетами территорий, которые являются основным ареалом концентрации природного богатства, и централизованными финансовыми фондами государства.

Не наблюдается изменений в межбюджетном перераспределении ренты за специальное использование природных ресурсов и в условиях массового объединения сельских территориальных громад. Такое объединение происходит без надлежащего расширения базы взыскания фискальных платежей в бюджеты сельских, в том числе и объединенных сельских территориальных громад.

Объединение сельских территориальных громад расширяет территориальный базис и соответственно и возможности освоения природных богатств. Но при этом не происходит необходимого пересмотра принципов межбюджетного перераспределения рентной платы за специальное использование природных ресурсов в направлении увеличения доли отчислений в бюджеты базового уровня, в первую очередь в бюджеты сельских, в том числе и объединенных сельских территориальных громад.

Законодательная власть и высшее звено исполнительной власти не обеспечили передачу в коммунальную собственность земель государственной собственности, которые находятся вблизи населенных пунктов. Это, с одной стороны, не предполагает расширения базы взыскания земельного налога и арендной платы за землю в бюджеты сельских территориальных общин, а с другой – сужает возможности громад получать дополнительные поступления за счет использования объектов коммунальной собственности.

С украинцев взыскали более 15 миллиардов гривен военного сбора

Поэтому и имеет место определенный институциональный разрыв: значительными темпами происходит рост поступлений налогов и сборов в бюджеты крупных городов, в первую очередь областных центров, а реального увеличения поступлений в бюджеты сельских территориальных громад не происходит. Фактически усиливается разрыв между уровнем жизни и уровнем доходов городских и сельских жителей, что формирует значительный потенциал возникновения нового витка социальной напряженности и дальнейшего упадка украинского села.

Уменьшение такого разрыва станет возможным за счет передачи в собственность сельских территориальных громад земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности и расположенных вблизи сельских населенных пунктов. Также большое значение для увеличения поступлений в сельские бюджеты приобретает расширение прав и полномочий исполкомов сельских территориальных громад в части использования объектов коммунальной собственности путем вхождения в партнерские отношения с субъектами предпринимательской деятельности.

Исходя из того, что львиная доля полезных ископаемых находится вблизи сельских населенных пунктов и их добыча в значительной мере определяет экологическое состояние этих территорий, необходимо существенно увеличить долю отчислений рентной платы за пользование недрами в бюджеты сельских территориальных общин.

Аграриям в 2018 году правительство обещает несколько миллиардов

При нынешнем формате межбюджетного распределения рентной платы за специальное использование природных ресурсов сельские бюджеты получают мизерную часть, что свидетельствует о несовершенстве отечественной модели рентного регулирования, поскольку территории концентрации природного сырья не получают надлежащего объема ренты для реализации проектов социально-экономического развития и воспроизводства природных комплексов. Такая практика противоречит традиционной зарубежной практике эквивалентного присвоения и распределения ренты за природные ресурсы.

Василий Голян,
директор общественной организации «Европейский аналитический центр».

 

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: рента полезные ископаемые плата налоги территориальные общины природные ресурсы
Просмотров: 138