Пока карантинные ограничения в связи с коронавирусом не сняты окончательно, многие руководители, HR и все, кто подбирает персонал задаются вопросом: как отобрать эффективный персонал онлайн и какие методы оценки компетенций кандидата использовать в ходе онлайн-интервью, а также все ли сотрудники способны работать удаленно. Используя представленные ниже рекомендации можно на практике убедиться, что не так страшен онлайн-рекрутинг, как могло бы многим показаться.

Как HR воспринимает информацию о кандидате?

Согласно исследованиям Института психологии и предпринимательства, при первой встрече с человеком только 7% информации рекрутер получает из содержания сказанного (из слов), около 38% – из интонации речи (голос). 

Цели по OKR. Как задать правильный вектор своему бизнесу

Фразу "Итак, начнем!" можно сказать с воодушевлением, грустно, радостно, угрожающе, драматично – и тогда одни и те же слова воспринимаются по-разному. Как говорил герой одного фильма, "Даже "Здравствуй!" можно сказать так, что смертельно оскорбишь человека". Основную же часть – 55% информации в ходе коммуникации HR получает, ориентируясь на визуальное восприятие и на невербальное общение (язык тела и жестов). Визуальное восприятие кандидата (как одет (в том числе аксессуары, какой марки очки, часы)), запах, невербальные проявления: жесты, движения глаз, мимика говорят гораздо больше, чем слова соискателя.

Не имея необходимых знаний специалисту, занимающемуся подбором персонала, непросто выявить все эти тонкости в онлайн-интервью. Ведь по видеосвязи лишь визуально доступна, в лучшем случае, фигура кандидата выше пояса или только его лицо, выражение которого часто непонятно, голос при этом запаздывает, а интонация "зажевывается" или пропадает.

Чем помогут в онлайн-интервью знания в области HR-психологии и визуальной психодиагностики?

Используя модель, основанную на применении знаний в области психологии, кинетики, проксемики, имиджа, рекрутинга – можно максимально точно в условиях онлайн-интервью проанализировать кандидата.

Практический опыт показывает, что онлайн-собеседование может дать рекрутеру много важных данных о кандидате, а иногда можно получить даже более содержательные сведения, чем полученные при живой встрече с кандидатом. Обратить внимание можно на обстановку, из которой соискатель выходит на связь. Это позволяет дополнительно узнать о хобби, увлечениях, победах в соревнованиях кандидата.  Иногда можно попросить претендента на должность повернуть камеру и показать комнату. Так можно проанализировать, как оборудовано рабочее его место, а готовность показать личное пространство, позволяет понять открытость кандидата, заинтересованность в работе и многое другое.

Почему бесплатное образование обходится дороже

"Плюсы" и "минусы" онлайн-интервью

Подводя итоги анализа особенностей проведения онлайн-интервью, можно отметить, что удаленное собеседование имеет и свои "плюсы", и свои "минусы". Всему миру пришлось адаптироваться к новым реалиям работы и искать "плюсы", тем не менее, "плюсов" нашлось достаточно:

  • возможность видеть обстановку (фон), который демонстрирует кандидат;
  • наблюдение за настоящими эмоциями кандидата;
  • эффективность многих методов офлайн-оценки кандидата (анализ метапрограмм, проективные вопросы, кейсы и др.).

В то же время еще продолжаются исследования на тему как минимизировать напряжение при онлайн-коммуникации, которому сейчас подвержены очень многие (в том числе и HR). Напряжение, которое возникает от общения, по сути, с изображением на компьютере, а не то живое общение, к которому все привыкли при проведении собеседований.

Ярослава Шкурко, кандидат психологических наук, преподаватель Института психологии и предпринимательства

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: работа психология рекрутинг
Просмотров: 212