В чем сложно упрекнуть украинских политиков, так это в отсутствии умения создавать массу поводов для отвлечения внимания граждан от реальных проблем. Причем делается это всегда с умным видом и ссылками на "международный опыт" или же "западных экспертов". Одна незадача - реальные результаты работы реформаторов оказываются настолько ужасными, что отвлекающие маневры также становят все страшнее и глупее.

К примеру, с момента вступления в законную силу всех положений «судебной реформы», чтобы отвлечь внимание от тех проблем, которые с ней связаны, снова активизировалась тема антикоррупционного суда. И чего только нам не обещают с его созданием: и снижение уровня коррупции, и улучшение условий ведения бизнеса, и получение новых кредитных ресурсов от МВФ и не только. И даже отсрочку в повышении тарифов на ЖКХ! Не суд, а прямо крест животворящий.

Вот только мировая юстиция и не ведает о том, что такое «антикоррупционное право», а потому и не существует ни в одной стране мира «антикоррупционного суда». Да и логика подсказывает, что если в административном суде рассматриваются дела об административных правонарушениях, а в хозяйственном - о спорах хозяйствующих субъектов, то в антикоррупционном, очевидно, будут слушаться дела о преступлениях антикоррупционеров. Но шутки в сторону. Напомню, что с декабря 2017 года в Украине де-факто прекращена работа всех специализированных судов и Верховного Суда Украины.

Парламент, проголосовав за Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», принял решение о ликвидации Верховного Суда Украины и высших специализированных судов. Верховный Суд Украины - это конституционный орган. Конституцией не предусмотрена ликвидация конституционного органа. Статья 85 Основного Закона дает исчерпывающий перечень того, что может делать Верховная Рада. И ликвидации ВСУ среди ее прав не значится.

Прежде чем ликвидировать конституционный орган, должны быть внесены соответствующие изменения в Конституцию. А если нет, то по той же логике парламент может переформатировать или ликвидировать любой орган власти, например, Администрацию Президента или Конституционный Суд.

Два суда

В результате принятия Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» народные депутаты заменили «Верховный суд Украины» «Верховным судом». То есть попросту создали другой орган. Теперь есть два «верховных» суда. И оба вроде как легитимные. Только один - конституционный, а второй - законный.

В итоге, решения первого как бы незаконны, но конституционны. А второго - как бы законны, но неконституционны. А так как вместе с ВСУ ликвидировались и все специализированные суды, в том числе и Высший Административный, Высший Хозяйственный. Так что теперь, любые спорные вопросы бизнес будет решать в ВС, решения которого неконституционны, поскольку закон не может менять Конституцию и менять обозначенные и закрепленные ею институции на нечто иное. То есть любое решения ВС может быть оспорено путем конституционной жалобы в КСУ.

Процесс это достаточно долгий, да и сам инструмент появился лишь в этом году. Следовательно, решение практически любых проблемных вопросов - от конфликтов с фискальными органами до рейдерства - перекладывается на суды первой инстанции. Где успешно подвисает в воздухе.

Именно с таким «подвисанием» будут сталкиваться отечественные предприниматели все чаще и чаще. И чем больше проблем будет накапливаться, тем более изощренными будут становиться способы отвлечения внимания. Вот только бизнесу от этого проще не станет, а проблемы сами по себе не уйдут.

В итоге, часть предпринимателей из Украины мигрирует в сопредельные или дальние страны, причем вместе со своим бизнесом, а часть станет завсегдатаями в Конституционном суде, который остался единственным высшим судом, не уничтоженным в результате реформы. Ах да, еще же и международные суды есть.

Вместо создания непонятного нового «антикоррупционного» суда, желательно бы наладить нормальную работу судебной системы и ликвидировать последствия «реформы», ставящей под сомнение фактически любое решение новосозданных и не вполне конституционных судов.

Гаврилечко Юрий, эксперт Фонда общественной безопасности и Центра анализа экономической политики, специалист в области социальной политики и макроэкономики.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: верховный суд всу верховный суд украины конституция судебная реформа
Просмотров: 115