Адвокатское объединение «ProveGroup» специализируется на защите прав собственников. В своей деятельности мы постоянно сталкиваемся с противоправным захватом имущества (так называемым, «рейдерством»).

Проблема «рейдерства» для Украины не нова. Наверное, последних лет 10 ее активно обсуждают в СМИ. Государственные чиновники разного уровня публично заявляют о борьбе с противоправным захватом имущества, и даже отчитываются об определенных успехах: например, принятие очередного закона, который должен обезопасить владельцев от рейдеров; или создание очередной межведомственной комиссии, которая будет способствовать защите имущественных прав. Хотя для преодоления «рейдерства» просто необходимо побороть другую проблему - коррупцию.

Ведь за противоправным захватом имущества всегда стоит формальное основание: например, решение суда или сведения государственного реестра прав собственности. Таким образом, рейдеры всегда имеют формальный повод - основание, чтобы заявлять, что имущество принадлежит им.И соответственно: имеют на это документы, которые, конечно же, получили от неравнодушных к проблемам «рейдерства» государственных служащих.

Ни один «рейдерский» захват не происходит без участия коррумпированных чиновников. Недавно в Украине активно заработал государственный орган, который имеет беспрецедентные полномочия и все шансы составить конкуренцию наиболее дерзким «рейдерам», и это - Национальное агентство Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений. Целью деятельности этого органа является поиск и управление активами, приобретенными на средства, добытые преступным путем, и не обязательно через совершение коррупционных преступлений.

Главное экспертное управление Верховной Рады Украины при определении статуса Национальноого агентства, предостерегало о следующем:«Реализация положений этого законопроекта в правоприменительной деятельности, в случае несоблюдения строгой законности и не обеспечения действительной прозрачности конкурсных процедур, может привести к созданию механизмов «узаконенного рейдерства» арестованного имущества, путем незаконного открытия уголовного производства в отношении определенных лиц и, наложение ареста на его имущество, передачи такого имущества в управление сначала Национальному агентству, а потом от Национального агентства другим заранее определенным субъектам, которые будут пользоваться таким имуществом пока продолжается досудебное следствие и рассмотрение дела в суде».

Как показывает практика в некоторых случаях досудебное следствие и рассмотрение дела в суде могут длиться по несколько лет. К большому сожалению, это предостережение оказалось пророческим. И в настоящее время уже активно используются механизмы изъятия имущества у собственников и передачи их в управление другим лицам или на реализацию, то есть продажа с торгов.

При этом совершенно не обязательно, чтобы владелец был обвиняемым или подозреваемым в уголовном производстве, это может быть постороннее лицо. Достаточно лишь наложить арест на имущество стоимостью более 640 тысяч гривен. И этот объект уже попадает в управление Национального агентства, которое по своему усмотрению, «в порядке и способом, определенным законодательством» решит дальнейшую судьбу этого имущества.

И как уже показала практика реализации своих полномочий Национальным агентством, то оно категорически пренебрегает интересами законного владельца, который правомерно приобрел это имущество, попираются права третьих лиц, в частности, залогодержателей, арендаторов.

Например, один из автомобилей, который так громко недавно Нацагенство передало на реализацию через ГП «СETAM», был приобретен на кредитные средства, полученные в одном из банков с европейскими инвестициями. Конечно же, что этот автомобиль передан в залог банку, о чем прекрасно знает Нацагенство. Банк против продажи залогового имущества и о своей позиции заявлял. Более того, суд снял арест с имущества реального собственника этого автомобиля. Но сейчас мы все можемнаблюдать данное авто среди лотов, выставленных на аукцион. И в объявлении о продаже авто вы не найдете оговорок, что авто в залоге и обеспечивает кредит, без погашения которого переоформление автомобиля невозможно.

Поэтому Нацагенство не только игнорирует права залогодержателя в указанном случае, но и лишает покупателей возможности получить полную и объективную информацию о лоте, тем самым создает условия, при которых покупатели арестованного имущества фактически покупают «кота в мешке», ведь не знают кем, на каких условиях, данное имущество эксплуатировалось, имеет ли оно недостатки или обременения. Например, покупатель залогового автомобиля рискует потерять и деньги, и покупаем им автомобиль. При таких обстоятельствах вряд работники Нацагентства компенсируют этому человеку причиненные своей халатностью убытки.

Отдельно следует остановиться на отношении Национального агентства к арендаторам арестованного имущества. По утверждению специалистов Нацагентства, в результате передачи имущества им в управление, договоры аренды этого имущества прекращают свою юридическую силу, а потому арендатор теряет свои права в отношении этого имущества. Хотя это неправда - таких положений законодательство Украины не содержит. Договор аренды имущества сохраняет свою силу. А такими действиями Нацагенство только пытается освободить имущество от законного пользователя.

В свою очередь, хотелось бы порекомендовать независимым банковским объединениям тщательно исследовать и дать оценку механизмам, которые используются Нацагентством на предмет возможного противоправного освобождения залогового имущества от обременения, и принять меры, чтобы не допустить нарушения прав банков. А Кабинету Министров Украины необходимо усилить контроль за деятельностью Национального агентства, чтобы не допустить использования последним своих полномочий противоправным способом.

Теги: рейдеры имущество захват защита
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 170