Что отличает настоящего лидера в текущих условиях неопределённости и динамично меняющихся трендов? Глубокая экспертиза? Стратегическое мышление? Способность управлять изменениями и возглавлять их? Конечно, все эти качества должны быть. Но, кроме того, мне очень импонирует мысль эксперта по лидерству Джона Максвелла, который писал, что хорошие лидеры задают правильные вопросы. Заметьте, акцент даже не на том, что человек, возглавляющий компанию или коллектив должен знать ответы, нет. Скажу более, сейчас это невозможно. Практически каждый день у бизнеса и общества меняются вводные данные, внешняя ситуация, условия и т. п. И те самые ответы, правильность которых вы даже успели апробировать на практике, теряют свою актуальность. Цепляться за них мертвой хваткой – путь к дезориентации в современном контексте. Поэтому на первое место выходит способность задавать правильные вопросы. Какие же?

Саймон Синек, мотивационный тренер, автор книг о лидерстве и эффективных способах достижения успеха утверждал, что каждый вдохновляющий лидер думает не о продукте, не о процессе, а о мотивации. То есть основополагающим вопросом такого лидера является "Почему?". Автор резонно отмечал, что есть лидеры и компании, которые пользуются популярностью и имеют определенный успех. А есть те, которые способны вдохновлять других и вести за собой. Последним удается это благодаря тому, что они знают, почему существуют и почему делают свое дело. Думаю, что вторая роль сейчас намного более актуальна и важна в долгосрочной перспективе.

Второй вопрос, определяющий лидерство – "Где?"  – "Где новая возможность?". Смысл этого вопроса хорошо иллюстрирует цитата Генри Форда: "Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь". То есть лидер находит новую возможность и реализует ее еще до того, как общество сформулирует соответствующий запрос.

Для того чтобы ответить на вопрос "Где?", мы зачастую смотрим на тренды. Например, если говорить о сфере fintech, то такими трендами являются:

  • продукты/сервисы для обеспечения финансовой инклюзии, то есть финансовые услуги для всех;
  • формирование бизнесом экосистем для удержания потребителей;
  • диджитализация для скорости в предоставлении услуг;
  • smart-технологии (AI, ML, нейросети, блокчейн). Регрессивные модели в теперешнем бизнесе и особенно в fintech – путь в никуда;
  • создание ценности для клиента, а именно – поиск его потребностей. И через это – реализация удовлетворения его желаний, и никак не наоборот.
  • lean-философия, подразумевающая перманентное стремление бизнеса к устранению потерь, оптимизации, вовлечение каждого сотрудника, максимальную ориентацию на потребителя;
  • децентрализация и лидерство. Линейный и децентрализованный бизнес однозначно имеет преимущество над классическим иерархическим. Как минимум потому, что позволяет быстрее принимать решения и оперативнее реагировать не новые вводные.

Эти два вопроса – "Почему?" и "Где?" – являются сутью инновационной лидерской стратегии и должны формировать современную повестку дня бизнеса. Одно из центральных мест в ней занимает курс на диджитализацию.

Этот курс задан уже достаточно давно, и многие по нему успешно идут. Обратимся к банковской сфере, которую иногда называют довольно консервативной.

  1. На первых этапах цифровизации – переход от традиционных к digital-банкам, которые поддерживаются крупными финансовыми учреждениями, базируются на сервисах в интернете и мобильных приложениях.
  2. Следующая ступень – neo-банки – простые, но очень удобные, говорящие с потребителем на одном языке и на 100% мобильные.
  3. Самый высокий уровень – это fintech-банки – традиционные продукты и услуги, реализованные отдельными fintech-игроками и соединенные в единое целое, в некий банкинг без центрального органа.

И чтобы идти по пути диджитализации нужно постоянно пересматривать и обновлять свою стратегию. Я искренне убеждена, что ориентироваться при этом надо на стратегию голубого океана. Пожалуй, она лучше всего отвечает на вопрос "Как?". Авторы этой стратегии уверяют, что бурный рост и высокую прибыльность создают компании, способные генерировать продуктивные бизнес-идеи. И я уверена, что в этой фразе самое важное слово – "способность". Если способность заложена в ген корпоративной культуры и ценностей, то компания обязательно будет успешной.

Но вернемся к стратегии голубого океана. Ее суть я могла бы изложить в пяти характеристиках:

  1. Ориентация на клиента через стратегию Сustomer Centric и Customer Experience. Она позволяет повысить ценность для покупателей.
  2. Понимание того, что структура отрасли – не статична, она постоянно меняется, и такие методологии управления как Agile, Scrum и прочие гибкие техники повышают шанс для компании быть эффективными.
  3. Стратегическая креативность как важный элемент для успеха, и здесь нам приходят на помощь сессии ideation и design thinking.
  4. Пошаговая модель создания стратегии. Здесь очень полезным инструментом будет модель Lean Start-up. Она была впервые сформулирована Эриком Рисом и описана в книге "Бизнес с нуля". Автор приводит 7 основных вех – контрольных точек для бизнеса – и сравнивает их с традиционным подходом. Например, при последнем мы пишем бизнес-план, ориентированный на переменные, в Lean Start-up же формулируется бизнес-модель, основанная на гипотезах.
  5. Реализация стратегии, основанная на двух важных навыках руководителя: лидерстве и управлении изменениями. И эти навыки необходимо развивать у всего менеджерского состава.

Сейчас на счету компании, которой я руковожу уже более 2 лет, много прорывных решений, изменивших стандарты в отрасли. И с определенной долей уверенности могу сказать, что они стали возможными потому, что я постоянно ищу и актуализирую ответы на эти три вопроса: "Почему?", "Где?" и "Как?". И мы с командой верим, что каждое наше улучшение сервиса делает его очень востребованным.

CEO Moneyveo Алена Андроникова

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: лидерство digital-стратегия диджитализация
Просмотров: 144