29 марта, выступая перед журналистами в Полтаве, председатель партии «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко заявил: «Премьер-министр Азаров, который любит хвастаться снижением цены на капусту, почему-то молчит и громко не сообщает обществу о том, что буквально за три дня по всей стране цена на бензин выросла на 50…60 копеек и уже давно вышла за пределы 1 евро за 1 литр. Повышение цен на бензин – проблема не только для автомобилистов. Это новый виток повышения цен практически на все товары широкого потребления, поскольку в их стоимость закладываются транспортные расходы».

Эти высказывания, которые напоминают известную фразу: «Факты фактами, но и мы не лыком шиты», – лишь толика дезинформации, захлестнувшей Украину в последние дни. Точно спрогнозированный еще в феврале, первый за девять месяцев и отнюдь не катастрофический рост цен на нефтепродукты (5%), неожиданно стал чем-то ужасным, угрожающим если не независимости, то всей экономике нашей страны. Уже две недели, как известные журналисты, политики и эксперты, вместо того чтобы разобраться в ситуации, активно используют слухи и домыслы, не обращая внимания на вред, который этим наносят.

А. Гриценко не может не знать, что рост цен на бензин на 50…60 коп. «буквально за три дня по всей стране» существует лишь в его воображении. Иначе цена ему как профессиональному аналитику – три копейки за пучок и пятак за кучку. Достаточно зайти на сайт любой консалтинговой компании, работающей на рынке, чтобы убедиться: указанное подорожание произошло не за три дня, а за месяц. И цена на бензин А-95 «вышла за пределы 1 евро за 1 литр» не «уже давно», а лишь на прошлой неделе. И причиной этого не столько в молчании премьера, сколько в бесконтрольных финансовых спекуляциях на мировом рынке сырья, поднявших котировки в феврале на 8,5, а в марте – еще на 3,5% (со $110 до 124/барр.). Поскольку в структуре розничной цены бензина на нефть приходится 50…55%, подорожание последней на 8,5% не могло не обернуться нынешними 4…5% роста.

При этом не следует давать повод участникам других рынков использовать «бензиновый фактор» в своих целях. Нынешнее подорожание нефтепродуктов – не «новый виток повышения цен практически на все товары широкого потребления», как голословно утверждает А. Гриценко. Влияние транспортных расходов на стоимость товаров и услуг в Украине сильно преувеличено, в первую очередь самими ритейлерами, маржа которых в настоящее время в разы выше получаемой операторами рынка нефтепродуктов (за исключением «оптимизаторов» налогообложения и бадяжников).

По доле прямых затрат на топливо в расходах потребителей лидируют транспортники и сами переработчики (использующие нефтепродукты для технологических нужд). У них указанная доля достигает 20 и более процентов. Но очень часто в числе пострадавших от роста цен на бензин называют пищевую промышленность и торговлю, хотя на нефтепродукты приходится только 3% прямых затрат первой и 5% второй. Поэтому не следует переоценивать влияние роста цен на бензин и дизельное топливо и подменять ими суждения, руководствуясь которыми иные предприниматели пытаются оправдать подорожание выпускаемой ими продукции. Эти выводы НТЦ «Психея» подтверждает и главный редактор делового журнала «Эксперт» Андрей Блинов. По его словам, цитируемым ИА «ЛИГАБизнесИнформ»: «Пять лет назад, вместе с одним аналитическим институтом, мы считали долю транспортных расходов, и какой будет эффект. Получалось примерно, что по группе продовольственных товаров, – это 5%». То есть при подорожании бензина на 5% цена продовольственных товаров может возрасти всего на 5 · 0,05 = 0,25%.

Неприятно наблюдать, как искажается информация, мигрируя в украинских СМИ. 23 марта OilNews опубликовал сообщение о том, что в сети «ЛУКОЙЛ» цена бензина марки А-95 выросла на 30 коп., до 11,29 грн/л (хотя это не совсем верно, поскольку «красно-белые» предлагают по этой цене бензин А-95-Евро вида II). «Комсомольская правда в Украине» «случайно» пропустила название сети, написав: «Только за один день в сети автозаправок популярная марка бензина А-95 подорожала сразу на 30 копеек». «РБК-Украина» «обобщила»: «Сильный скачок был зафиксирован в пятницу, 23 марта, – тогда на некоторых заправках столицы бензин марки А-95 подорожал на 30 коп.». А в Finance.ua со ссылкой на «Украинский Бизнес Ресурс» уже можно прочитать следующее: «Бензин за день подорожал на 30 копеек. В некоторых сетях АЗС А-95-И (так в тексте – прим. авт.) уже стоит почти 11,5 гривень за литр. А дальше горючее в ближайшее время может добавить в цене еще гривню».

«РБК-Украина» утверждает: «Антимонопольный комитет Украины совместно с Министерством энергетики и угольной промышленности начал расследование относительно роста цен на бензин». Автор этих строк устал повторять: в функции АМКУ не входит регулирование цен. Расследование, о котором идет речь, касается не «роста цен», а возможных согласованных действий на топливном рынке. И не следует ожидать его результатов в ближайшие дни. Как заявил первый заместитель председателя антимонопольного ведомства Рафаэль Кузьмин: «Сейчас идет совместная работа вместе с министерством. Выясняем причину повышения на 10…20 копеек. Импортеры объясняют это повышением цены на нефть. Мы сейчас будем исследовать. Если найдем повышение необоснованным шагом, будем влиять и штрафовать».

А какие рычаги влияния есть у Минэнергоугля? Судя по всему, лишь очередная закупка через панамских посредников высокосернистой нефти и переработка ее на Лисичанском НПЗ. Правда, по словам президента и главного управляющего директора ООО «TНК-BP Коммерс» Дидье Казимиро: «Сейчас [в марте 2012 г.] маржа нефтепереработки для внутреннего рынка составляет минус $63 на тонне сырья». О каких тогда «сдерживающих факторах» говорит в этом случае Олег Гавриш из «Коммерсанта»? Удивительно читать цитируемые журналистом размышления пресс-службы НПК «Галичина» (интересно, знают ли в Дрогобыче о них?): «За прошлый год доля украинских нефтепродуктов упала с 50 до 35%, а с остановкой Личичанского НПЗ она снизится до 20%. Поскольку сдерживающие факторы исчезли, стоимость [нефтепродуктов] начала расти». Но если, перерабатывая каждую тонну сырья, самый молодой и совершенный в Украине «ЛИНИК» получал бы сегодня $63 убытков, то о каком «сдерживании» цен на топливо может идти речь? Ведь стоимость выпущенных нефтепродуктов была бы, по меньшей мере, на $63/т выше рыночной. К тому же, О. Гавриш, похоже, забыл, что в настоящее время НПК «Галичина» вообще не в состоянии выпускать бензин и дизельное топливо, поскольку не обеспечивает их соответствие не только стандартам 2007-го, но 1999 и 2001 гг.

По мнению цитируемого «Коммерсантом» эксперта консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко, нефтетрейдеры, продающие украинский ресурс, не так сильно повышали цены, как импортеры: «Меньше всего стоимость топлива за последнее время повысилась в сетях АЗС, контролируемых группой «Приват», поскольку там еще продаются отечественные нефтепродукты». Действительно, 30 марта цена бензина марки А-95 ДСТУ 4063:2001 в упомянутых сетях составляла 10,50…10,65 грн/л. Но ни о каких меньших темпах роста стоимости нефтепродуктов говорить не приходится. В течение месяца литр топлива указанной марки подорожал в сетях «Привата» на те же 45…55 коп., что и у конкурентов.

И грабительское ценообразование (в просторечье – демпинг), практикуемое компаниями, занимающими на региональных рынках положение, близкое к монопольному, должно вызывать у экспертов UPECO (и не только у них) не одобрение, а подозрение. Ведь пересчет в розницу оптовых цен «нефтетрейдеров, продающих украинский ресурс» при нулевых затратах АЗС, оптовой марже и розничной наценке дает 10,60 грн/л. Получается, владельцы едва ли не четверти отечественных заправок занимаются благотворительностью. Правда, альтруизм этот «с душком», так как обеспечивается за счет государственного бюджета и/или введения потребителей в заблуждение путем реализации нефтепродуктов сомнительного качества. В общем, получается, как в анекдоте:

 

В разгар благотворительного вечера с распродажей к распорядителю подбегает помощница:

– У меня уже все в порядке, все продала.

– Где?

– Вон в той комнате, за колоннами.

Распорядитель падает в обморок. Его помощник говорит:

– Видите ли, мадемуазель, в той комнате – раздевалка.

 

По материалам Нефтяного обозрения «Терминал» №13 (599) от 2 апреля 2012 г.

Просмотров: 913