Недавно Кабинет Министров Украины принял постановление от 23.05.2018 № 420, которым утвердил перечень услуг, представляющих общий экономический интерес. Это постановление принято в соответствии с положениями Закона Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования» (далее - Закон), который в свою очередь был принят во исполнение международных обязательств Украины (в частности, перед Европейским Союзом). Эти обязательства предусматривают внедрение в Украине эффективной системы мониторинга помощи, предоставляемой государством предпринимательству, а также контроля за влиянием такой помощи на конкуренцию.

Внедрение Закона предусматривает смену идеологии предоставления в Украине государственной помощи для бизнеса. В частности, одним из основных проевропейских изменений в предоставлении государственной помощи предпринимателям, внедренных Законом, является принцип предварительного контроля. Так,еще до того, как какой-либо из государственных органов утвердит решение о предоставлении той или иной государственной помощи, проект такого решения должен пройти проверку в Антимонопольном комитете Украины. Комитет должен определить, не будет ли предоставление такой государственной помощи вредить конкуренции. Государственная помощь, которая будет признана Комитетом недопустимой для конкуренции, находится вне закона и не может быть предоставлена.

Как и любое правило, Закон содержит ряд исключений из сферы применения. В частности, действие Закона не распространяется на поддержку хозяйственной деятельности, связанной с оказанием услуг по удовлетворению особо важных общих потребностей граждан и которые не могут предоставляться на коммерческой основе без государственной поддержки. Именно такую деятельность принято называть услугами, представляющими общий экономический интерес (Servicesofgeneraleconomicinterest, SGEI).

Зачем же Кабмину утверждать их перечень? Дело в том, что статьей 3 Закона определено, что перечень услуг, представляющих общий экономический интерес, устанавливает Кабинет Министров Украины. Это означает, что фактически Кабмин наделен полномочиями в ручном режиме определять виды хозяйственной деятельности, на которые действие Закона не распространяется.

Стоит отметить, что именно эти положения Закона, которые могут стать лазейкой для избегания контроля за влиянием государственной помощи на конкуренцию, идут в разрез с подходами, применяемыми в ЕС.

Так, в нашем случае мы имеем четко определенный, исчерпывающий перечень видов деятельности, который по решению Кабмина выведен из сферы действия Закона. При этом, Кабмин не ограничен в расширении перечня по своему усмотрению. Основания, как и какие-любо критерии для включения того или иного вида деятельности в Перечень (если они вообще будут существовать) останутся неизвестными для общественности.

В то же время, Европейская Комиссия применяет другой, более универсальный и прозрачный механизм идентификации SGEI, испытанный практикой и временем.

В ЕС нет ни единого акта, определяющего перечень SGEI. Однако в Сообщении Комиссии по применению правил государственной помощи Европейского Союза к компенсации, предоставляемой за оказание услуг общего экономического интереса, закреплены критерии и условия, при соблюдении которых компенсация за оказание SGEI не будет содержать государственной помощи. Ранее эти критерии были сформированы в Решении Суда ЕС (дело Альтмарк).

В Украине меняется практика раздела бизнеса: стоимость активов заставят пересчитать

В соответствии с Решением по делу Альтмарк, компенсация расходов на оказание SGEI не содержит государственной помощи субъектам хозяйствования при условии, если одновременно удовлетворены 4 критерия:

  1. субъект хозяйствования, получающий компенсацию, должен фактически выполнять обязательства по оказанию таких услуг, а услуги должны быть четко определены;
  2. методика, по которой рассчитывается размер компенсации, должна быть определена заранее объективным и прозрачным способом, во избежание предоставления субъекту хозяйствования экономических преимуществ по сравнению с конкурентами;
  3. компенсация не должна превышать размер, необходимый для покрытия всех или части расходов, понесенных в результате исполнения обязательств по оказанию услуг, с учетом соответствующего дохода и обоснованной прибыли за предоставление таких услуг;
  4. в случае, если субъект хозяйствования, оказывающий услуги, определяется не путем проведения конкурентной процедуры публичных закупок, которая позволила бы выбрать предложение с самой низкой ценой услуг, тогда уровень компенсации определяется, основываясь на анализе затрат, являющихся типичными для субъекта хозяйствования, который смог бы предоставлять такие услуги, с учетом соответствующего дохода и обоснованной прибыли.

Как видим, эти четыре универсальных критерия могут быть применены к любому виду деятельности. Если все четыре критерия соблюдены - такая государственная поддержка не является государственной помощью и может предоставляться без потенциального вреда для конкуренции. В противном случае мы имеем дело с государственной помощью, которая из-за потенциального вреда для конкуренции может быть предоставлена только после предварительного получения позитивного решения от АМКУ.

Возвращаясь к Постановлению Кабмина № 420 (в сочетании с положениями статьи 3 Закона), можно констатировать, что это Постановление может быть использовано как инструмент для вывода практически любого вида деятельности из-под сферы применения Закона. Все что для этого нужно - внести изменения в Постановление, включив в существующий перечень SGEI нужный вид деятельности. Такие изменения в Постановление могут быть внесены даже без согласия и ведома АМКУ, определенного Законом как Уполномоченный орган по вопросам государственной помощи субъектам хозяйствования.

Европейские эксперты, а также представители АМКУ неоднократно отмечали, что положения Закона о SGEI в действующей редакции существенно несоответствуют европейским источникам права. При определенных обстоятельствах, применение этих положений может привести к искажению конкуренции вследствие предоставления субъектам хозяйствования необоснованной и неэффективной государственной помощи. Следствием этого также может стать невыполнение Украиной международных обязательств по запрету государственной помощи, ограничивающей экономическую конкуренцию.

Во избежание указанных последствий, Закон Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования» требует внесения изменений, в частности,с целью урегулирования вопросов определения принадлежности хозяйственной деятельности к услугам, представляющим общий экономический интерес. Удастся ли Антимонопольному комитету убедить Кабинет Министров и Верховную Раду в необходимости внесения таких изменений в Закон и станет ли постановление от 23.05.2018 № 420 лазейкой для обхода требований Закона - покажет время.

Евгений Дудник

Руководитель направления по вопросам государственной помощи ЮФ «ADS Legal Group»

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: кабмин бизнес госпомощь закон
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 350
Загрузка...
Загрузка...