Если бы эксперты ІТ-сектора выбирали бы девиз 2020 года, то им стал бы "цифровой прорыв" (digital disruption). Начиная с марта у многих компаний существенно повысился спрос на цифровую трансформацию, перезапуск бизнес-процессов и, соответственно, цифровой прорыв. Компании переводят услуги, товары, общение с клиентами и сотрудниками в онлайн. Традиционные офисы и бизнес-центры становятся подобием динозавров. Только последних атаковал метеорит, а первых – пандемия.

Давайте вместе разбираться, как изменится офисная жизнь в ближайшие годы, так ли страшна дистанционная работа, и как на это все реагируют украинские ІТ-компании.

Три вопроса для лидера в условиях digital-трансформации

Как кризис повлиял на формат работы

Удаленная работа. С самого начала глобального локдауна во всех компаниях возник вопрос, стоит ли возвращать команды в офис после карантина. По данным исследовательской группы 451 Research, 67% респондентов в США ожидают, что их удаленный режим станет постоянным, либо, по крайней мере, долгосрочным. Так, например, работники Twitter и Square уже могут выбирать для себя работу вне офиса на постоянной основе. А Facebook решила продлить удаленку до июля 2021-го.

Сокращение офисных площадей. Из-за того, что бизнесы перевели процессы в онлайн, 47% компаний-участниц опроса 451 Research планируют сократить офисные площади. Совсем отказываться от них компании не планируют, но большинство, вполне вероятно, будут уменьшаться, или просто трансформировать рабочие процессы так, чтобы сочетать офисную и дистанционную работу. Например, за одним рабочим местом по очереди могут работать несколько человек. Некоторые офисные центры уже переходят на формат коворкинга. Более того, во всем мире начал расти и сектор коливинга (англ. co-living). Это пространства, в которых можно арендовать комнату или квартиру, но делить со всеми кухню, места для работы/учебы, офис, библиотеку. За счет того, что люди в таких коливингах снимают жилье на длительный срок, риск новых контактов невелик. Коливинги легко трансформируются в так называемые "гибкие коворкинги", когда разрешают, например, брать в аренду (или к себе в номер) необходимую для работы мебель, контент, совершенствуют все виды связи. То есть офисы трансформируются под новые условия и запросы.

Изменение правил. В тех офисах, что остаются, также меняют правила поведения. Во-первых, если есть такая возможность, компании вводят разные рабочие часы для разных отделов. Чтобы минимизировать количество людей в одном помещении. Во-вторых, четкое разграничение зон, - например, прием пищи только в кухне, - сведение к нулю потребности заходить в другой отдел. В-третьих, станет меньше мест для отдыха либо же они трансформируются в места с возможностью держать социальную дистанцию. Места для отдыха нужны. Но они должны быть такими, чтобы уменьшить количество контактов. Например, на балконе, крыше, лоджии. 

По словам 20% респондентов исследования, их организации уже работают в "новых условиях" и, более того, продлят такой формат до конца 2021 года. Это как удаленное сотрудничество, так и предоставление средств индивидуальной защиты и соблюдение социальной дистанции в офисе.

Как таск-менеджеры позволяют экономить бизнесу деньги

Эффективность удаленной работы

Переход на "удаленку" напрямую связан с вопросом эффективности. Будут ли команды показывать такие же результаты, как во время работы над проектами в офисе?

Исследования HBR показывают, что работа из дома может быть эффективнее, чем в офисе. Люди тратят на 12% меньше времени на большие встречи и на 9% больше времени посвящают взаимодействию с клиентами и партнерами. Существенно экономится время на дорогу и сборы на работу, даже если сотрудник живет относительно недалеко офиса. Так или иначе, практика удаленной работы становится все более распространенной, тем более, что она не новая. По данным OWL Labs, уже в 2019 году 11% американцев хотя бы один день в неделю работали удаленно.

Более того, все больше людей становятся цифровыми кочевниками (номадами). Это - люди, которые имеют либо постоянную работу, либо ведут бизнес, но при этом активно путешествуют. То есть, это – не фрилансеры, не те люди, которые ищут подработку, они работают в компаниях на постоянной основе, но из разных точек мира.

Так, еще в 2013 году в исследовании Стэнфордского университета говорилось, что номады на 13% производительнее их офисных коллег. Кроме того, они берут меньше отгулов и больничных. А почти четверть из них вообще не против переработать несколько часов, чтобы "добить" поставленные задачи.

Как быстро восстановить бизнес в период кризиса

Как на эти вызовы реагируют ІТ-компании в Украине

Многие IT-компании трансформируют свой подход к организации сотрудничества с инженерами. Кто-то полностью переходит на удаленный формат, а офисы становятся хабами или коворкингами, кто-то уже вернул команды в привычный режим работы. В нашей компании на сегодня более 90% инженеров как в Украине, так и в мире перешли на удаленный режим, чтобы снизить риски.

Тем, кому по проектным задачам необходимо находиться в офисе, компания оказывает содействие и обеспечивает необходимые меры заботы об их здоровье. Например, у нас есть оборудование (медицинское, музыкальное, другие hardware-решения) - его невозможно протестировать из дома. Поэтому около 10% специалистов все-таки иногда приезжают в офис.

Особый фокус у нас на внутренних коммуникациях – мы постоянно держим наших специалистов в курсе последних новостей и изменений, оперативно реагируем на их запросы. А прямо сейчас тестируем новый для себя формат сотрудничества с инженерами и расширяем наше географическое присутствие – мы предлагаем удаленное сотрудничество для инженеров Днепра.

На первых порах планируем привлечь до 30 человек. Ищем специалистов разных уровней: от Junior до Lead. В следующем году собираемся набрать уже около 200 членов команды. На данный момент ищем IT-инженеров для проектов в таких областях, как медицина, e-commerce, entertainment и розничная торговля.

Онлайн-собеседование с кандидатом: как подобрать "нужных"

Днепр – топ-4 город в Украине по количеству высококвалифицированных IT-специалистов. Поэтому наш проект здесь – возможность для местных инженеров сотрудничать с международной компанией, не покидая пределы города.

Физического офиса в Днепре пока нет, хотя мы и не исключаем возможность его открытия. Также рассматриваем возможности удаленного сотрудничества с инженерами из других регионов.

Для нас это вызов. Достаточно сложно собрать команду в полностью онлайн-формате – проводить интервью, onboarding, объединять команды в единые проекты. Но наши процессы уже отлажены и мы готовы к приходу IT-специалистов из Днепра в нашу команду. 

Больше половины топ-менеджеров, которые приняли участие в опросе McKinsey, говорят об улучшении экономической ситуации в их странах. В это же время лишь 30% говорят о возможном ухудшении. Это самый низкий показатель пессимистично настроенных респондентов исследований McKinsey с апреля 2020 года. Поэтому мы настроены расти как в количестве специалистов, так и в количестве проектов: и неважно – из офиса, или из дома. Ведь сегодня офис там, где ты и твой ноутбук.

 Виктор Матусов, AVP, Engineering, GlobalLogic

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: it-сектор IT-компании it-специалисты
Просмотров: 287