Конец  текущего года может поставить перед  Украиной довольно сложный геополитический вопрос, каким образом продолжить сотрудничество с ЕС и СНГ, как совместить выполнение обязательств по договорам о свободной торговле с ЕС и СНГ.  Внешнеполитическая ситуация при этом характеризуется тем, что ЕС переживает  системный кризис и там всё громче раздаются голоса о выходе той или иной страны с еврозоны ,  что фактически будет означать конец существованию Евросоюза в его нынешнем виде. С другой стороны, власти России заявили о решимости развивать и углублять интеграцию в рамках ЕЭП и ТС. Так в статье  В.Путина «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня»,  опубликованной в газете Известия за 3 октября 2011г., фактически излагается его видение  внешнеэкономических приоритетов России на постсоветском пространстве, а именно  содержится решимость  создать единое экономическое пространство  с бывшими советскими республиками. Эту статью многие аналитики считают предвыборной платформой кандидата в президенты РФ.  Отмечается, что этапами при создании ЕЭП являются создание Таможенного союза (который должен полноценно заработать с 1 января 2012 года, а так же подписание договора о зоне свободной торговли с ЕЭП. 

Учитывая решимость наших соседей создать мощную экономическую группировку с едиными тарифами, техническими требованиями, таможенными правилами, в Украины появилась возможность выбрать приоритеты сотрудничества, а может быть и направление интеграции.

Интеграционные приоритеты Украины, должны исходить из приоритета стабильного развития для всей страны и для каждого гражданина, а не для узкого  числа владельцев крупных транснациональных корпораций.

К сожалению все 20 лет независимости Украины, влияние на её внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность имели  внешние факторы, сформированные с учётом интересов транснациональных корпораций. Интересы глобального капитала напрямую повлияли на наше законодательство в виде подписания не всегда выгодных стране внешнеполитических договоров  и  определения  вектора развития. Жёсткая ориентация на ЕС  ограничивает Украину в реализации своих геополитических интересов  и фактически даёт право Евросоюзу проводить по отношен6ию к Украине неоколониальную политику.

  Результат такой политики известен, на сегодняшний день Украина  имеет ВВП только  68% к уровню 1990 года, а доля машиностроения в ВВП составляет 13% против 30% в 1990 году. То есть страна уверенно движется к статусу сырьевых придатков ЕС, где должны производиться товары с низкой добавочной стоимостью.

Какие последствия будут в случае вступления в силу договора о свободной торговле с ЕС и ассоциации. 

По данным, опубликованным в газете 2000 за 6-8 сентября 2011 года,  прогнозируются: уменьшение объема ВВП на 0,42%   и  общего объема выпуска продукции — на 1,13% ; увеличение совокупного экспорта на 3,1%  и импорта на  6,7% .  То есть при подписании ЗВТ, Украина будет иметь рост внешнеторгового дефицита, усиление конкуренции на внутреннем рынке и торможение роста экономики и это ещё не считая возможных ответных мер стран таможенного союза по защите своих рынков. Уверенность в том, что благодаря  договору о ЗСТ с ЕС, согласно которому Евросоюз не будет дотировать свою аграрную продукцию при экспорте в Украину, аграрная продукция с ЕС не будет вытеснять украинскую с рынка Украины достаточно спорна, ведь их производители имеют большие дотации на внутреннем рынке, имеют дешёвые кредиты,  а это значит, что они будут более конкурентно способны и на украинском рынке. Что будет с украинским малым и средним бизнесом в условиях усиления конкуренции в Украине, думаю писать не нужно. Конкурировать  можно только имея относительно равные условия, а в данном случае создаётся зона свободной торговли с партнёрами, которые имеют на несколько  порядков условия ведения бизнеса лучше, чем в Украине. Аргумент, что размер  рынка в ЕС почти в 10 раз больше, чем объём рынка в России достаточно слабый,  так как объём рынка ещё не означает, что там есть свободные ниши для наших товаров. Свободные ниши появляются тогда, когда рынок растёт, а значит увеличивается платежеспособность его субъектов и возникает потребность в дополнительных товарах и услугах.  Несколько цифр: ВВП ЕС вырастет в 2011 году на 0,5%, России на 4,2%, Беларуси на 5%, Казахстана на 6,5%. Так где же больше потребность в новых (украинских) товарах?  Кроме того, украинские товары будут иметь в ЕС серьёзные нетарифные барьеры.

          Ни для кого не секрет, что подписание ЗВТ и ассоциации с ЕС, Украина рассматривает, как серьёзный этап приобретения Украиной полноценного членства в Евросоюзе. Очевидно, что только членство в ЕС может дать возможность украинским товарам на равных конкурировать  на европейском рынке,  но евро чиновники в своих публикациях пишут, что украинская власть требует невозможного. Ответственные лица стран ЕС говорят, что Украина не соответствует их требованиям, поэтому они не могут дать перспективу членства.   Но Украина хочет только определиться в векторе развития, поэтому хочет закрепить в соглашении об ассоциации, что если она будет соответствовать требованиям ЕС, то тогда она может стать членом ЕС.  Если не иметь перспективы членства в Евросоюзе, зачем тогда брать на себя обязательства по гармонизации отечественного законодательства и других сфер жизни с ЕС.

          Фактически, все годы независимости, по отношению к Украине, страны ЕС и США проводили неоколониальную политику, дискриминируя страну на внешних рынках и унижая наших граждан в посольствах и при пересечении границы. Оказывая давления как экономически, так и политически на Украину. Самое интересное, что власть позволяла это делать, идя на односторонние уступки и следуя их рекомендациям по развитию экономики и политики (чего стоит только отказ Украины от участия в Бушерском проекте по требованию США).

Когда нынешняя власть начала проводить переговоры с позиций партнёрства, требуя учитывать наши интересы, то чиновники с ЕС  фактически отказали в Украине в праве на равноправное партнёрство.  На мой взгляд, это происходит потому, что страны ЕС боятся конкуренции на своём внутреннем рынке производителей с Украины. Нужно быть очень наивным человеком, что бы думать, что в ЕС кому то нужны наши автомобили, танки, самолёты, ракеты, лекарства и другие высокотехнологические товары, которые имеют во всех странах протекцию со стороны государства. В ЕС нужно только сырьё и полуфабрикаты, именно для этого и достаточно зоны свободной торговли.

     Как один из вариантов интеграции, является участие Украины  в Таможенном союзе с РФ, Казахстаном и Беларусью. В случае вступления Украины в таможенный союз, прямая выгода от уменьшения цены на газ, нефть, нефтепродукты, минеральное сырьё, а так же снятия всех ограничений на украинский экспорт в страны ТС – составит около 10 млрд. дол. США ежегодно, а темпы роста ВВП Украины увеличатся на 3,35%.

Выгодна интеграция для малого и среднего бизнеса. Необходимость сертифицировать свой товар и услуги на сопредельных территориях, а так же платить НДС - 20% стоимости товара при прохождении таможни, не позволяет малым и средним предприятиям сотрудничать со своими партнёрами из ТС. Устранение этих барьеров даст мощный импульс развитию малого и среднего бизнеса. Ещё одним фактом, который бесспорно говорит о пользе интеграции в ТС, является наличие общей транспортно-коммуникационной сети в странах СНГ, которая унаследована от СССР, а так же общих подходов к сертификации продукции. Большая часть высокотехнологической продукции с Украины (автомобили, машиностроение, авиастроение) продаётся в страны СНГ и БРИКС, причём технологические производственные цепочки такой продукции замкнуты на страны ТС более чем на половину. Так же существенной причиной интеграции в ТС является духовная и ментальная близость Украины, России, Беларуси и Казахстана, связи между народами являются действительно родственными, так как трудно найти в Украине семью, в которой не было бы родственников в этих странах.

Конечно в процессе создании  ТС, а в последствии и Евразийского союза возникает много проблем, таких, как совместное  функционирование таможенных служб разных государств, распределение общих таможенных сборов, полномочия наднациональных координирующих органов и т.д. Для крупного бизнеса, неудобство будет состоять в том, что его влияние на принятие политических и экономических решений будет уже не абсолютным, лоббировать свои интересы  нужно будет уже не только в Киеве, но и в других столицах. Но стоит отметить, что все эти проблемы носят технических характер и вполне преодолимы в отличие от системного экономического и духовного кризиса ЕС и США.

Безусловно, есть и третий путь – никуда окончательно не интегрироваться и оставаться нейтральным государством – при нормальной политике, это тоже неплохой вариант, но к сожалению все 20 лет независимости власть демонстрировала неспособность отстаивать интересы страны в глобальном мире, очевидно по  причине личной зависимости от процессов происходящих в ЕС и США.  Таким образом ситуация остаётся неопределённой  в связи с чем возможны  различные сценарии интеграции Украины.

Просмотров: 1310