Во все времена наука и образования зависили от сильных мира сего, благотворителями выступали цари, короли,  меценаты. А как сейчас и что делать?

Эта статья была подготовлена в декабре 2010 года, однако актуальности она не потеряла. Плохо это или еще хорошо? Судить Вам...

Во все времена наука и образования зависили от сильных мира сего, благотворителями выступали цари, короли,  меценаты. Когда началачь гонка вооружений в число благодетелей попали государства, но только тех стран, которые были включены в гонку вооружений, в соревновательный процесс. Как только гонка закончилась, все вернулось на круги своя. Государства, только развитые, продолжали финансировать науку скорее по инерции и с меньшим объемом. Транснациональные монополии быстро разобравшись, что от своих государств ждать благ больше нечего включились в финасирование науки ради конкуренции с такими же транснациональными корпорациями. Это спасло мировую науку и образование от упадка, но не от спада. Затем началась информационная революция, а вслед за ней революция научно-техническая. Страны СНГ очень быстро оказались на задворках мировой науки, хотя и с сильнейшим кадровым потенциалом, но при устаревающей научной базы и отсутствием притока молодых ученых. Хотя поток молодых ученых не иссяк, но самые талантливые благополучно начал перетекать в другие страны, где они составляют сильную конкуренцию ученым из других стран.

Российское государство в последние 5 лет похоже проснулось, а учитывая наличие ядерного щита, мощной производственной базы оборонного комплекса и развитого международного рынка торговли оружием, а также мощной подпиткой сырьевым ресурсом начало делать беспрецендентные шаги в поддержке науки и образования. Государственные мужи не только заявили о начале демографического кризиса и занявшись стимулированием рождаемости, но и посчитало, что через несколько лет это приведет к отсутствию рабочей силы, к отсутствию научных и педагогических кадров, а на восстановление научных школ понадобиться как минимум два поколения. Учитывая эту тенденцию включились в финансирование науки и образования и крупные российские компании, пришли на российский рынок научных кадров и иностранные компании в первую очередь нефтянные.

А что же в Украине? Государство хотело бы пойти по стопам своего северного соседа, но денежного ресурса не хватает. Умом понимает, что отстаем и можем отстать навсегда, но кошелек в виде бюджета очень скуден. Приоритетные научно-технические программы финасируются на 10 % от принятого к исполнению, образование подвержено постоянному сокращению. И если гуманитарные науки - юристы, экономисты, международники выживают благодаря подпитке деньгами населения в расчете на денежное трудоустройство своих чад, то технические, физические, математические специальности практически загибаются, хотя именно в этих областях у нас еще остались великолепные научные кадры, которые могут составить золотой фонд для любой другой нации, кроме нашей. Талантов у нас много, а самоучек и того больше!!! Восстановятся. Почему везде ищем свой путь в расчете на авось??? Но, сейчас нет кому передавать знания , а через пять лет уже не будет тех, кто может передать знания. Прервется связь времен и поколений. Ничего, будем из-за бугра за 80 тыс. долларов в год приглашать. А сейчас еще можно за 2-3 тыс долларов в месяц своими обойтись, да молодым кадрам дать перспективу. Чтобы оставаться дома, они готовы начать работать после вуза за 1000 долларов в месяц. Много! Но мы же говорим о таллантливой, отборной молодежи, которая завтра составит цвет нашей нации? Для молодых певцов можно устраивать телешоу и давать им перспективу, а научным работникам зачем? От них пользы ждать долго, а вдруг не получится? Да, всякое бывает. Прямой пользы можно и не дождаться. Хотя не отстать в развитии науки и передать знания следующему поколению, традиции, методологию, школу - это тоже, очень много.

Но, у государства денег нет! Но, мы же и сказали вначале, что на науку их никогда небыло, у государства-то! Да и ядерного щита нет, и на рынке оружия еле-еле душа в теле и то не у государства, а  как оказывается у посредников.  А где же наши меценаты, где наши крупные компании, где иностранные компании, которые благополучно развивают свой бизнес в нашей стране? Неужели им дешевле использовать импортных специалистов, а не брать и воспроизводить местные кадры, тем более что из благоприятного, умного, талантливого материала? Не думаю. Они бы может и рады, но у нас крупные бизнесмены тоже молодые, только первое поколение, методы мецентства еще не отработаны, да и жалко просто так отдавать с таким трудом нажитое...Вот если через пару поколений... Только не надо по этому поводу затевать спор. Рокфеллер тоже не ангел был.... А господа ученые гордые, не могут спуститься со своих научных высей и рассказать, что они могут сделать, какой механизм для спонсорства они предлагают, как это может быть полезным для меценатов, хоть и опосредовано, не напрямую и не сразу. И как они будут благодарны за финансовую помощь и разъезжая за деньги спонсоров по научным командировкам в Европу и Америку, публикуя научные статьи и выступая в печати не будут обзываться, а будут наоборот говорить слова благодарности спонсорам. Поверьте, когда стоите вместе над обрывом и  из-под ног уходит земля, не важно кто, в какой одежде и с каким мешком - денег или знаний, а главное, как отойти от обрыва подальше. А если смогли отойти, то скажи друг другу и богу слова благодарности!

Я думаю, что ученые уже созрели, Думаю, что и меценаты уже готовы, потому что по небольшим благотворительным проектам уже работают. А вот как быть с большими? Да, что ты все вокруг да около. Скажи чего тебе надо? Чего, чего? А вы на улицу посмотрите, в окно в Европу загляните. На дворе у других идет «вычислительная» революция, по научному - гридификация всего Мира! Помните фантасты говорили о суперкомпьютерах, которые все могут посчитать? Так вот у них уже это наступило! Вы скажете, а где? Никто не говорил, что создали суперкомпьтер? (Компьютер, типа «Скиф» не в счет)  Суперкомпьютер, как большой кусок железа не создали, так он оказался и не нужен. Но, что создали суперкомпьтер все же говорили, только не прямо, а вы и не заметили. Дело то, оказалось не в самом компьютере, а в том как вы и мы, то количество обычных настольных компьютеров, которых оказалось уже как грязи, соединим вместе в единую сеть, только хорошую, не такую как сейчас у нас в большинстве , в том числе и,  крупных городах, а такую как там, за окном, в Европе. Вы скажете, так это обычный интернет?! Почти! Только несколько отличий. Надо чтобы скорость пердачи данных через шнурок соединяющий два компьтера была почти такой, как внутри компьютера и создать програмную среду, чтобы задачу можно было считать хоть на всех компьтерах мира, если потребуется! В интернете Вы только информацию по шнурку перекидываете, а здесь все что захочешь! И в чем фишка для меценатов? Ну,например, купила нефтянная компания 10 програмных пакетов лицензионных, очень дорогих на каждую скважину. Порядка 150 тысяч долларов каждая. Это обычная ситуация. А теперь, если систему со шнурками установить, то достаточно купить одну программу и проводить расчеты на всех скважинах где бы они не находились с помощью одной программы! Экономия? Да. Но, конечно, не все так вкусно, если только про одну программу говорить. Потому, что надо поставить каналы связи, собрать обычные компьютеры, а  самое главное надо обучить людей, которые смогут работать на таком распределенном суперкомпьютере. Да и работе с лицензионным програмным обеспечением тоже надо обучать.Но, мы же говорим о системе не на один год. А представьте теперь, что может фундаментальная наука, не прикладная, делать с таким суперкомпьютером? Если раньше говорили, могу решить аналитически только для упрощенной модели, но она ничего не имеет общего с реальной ситуацией, а прикладная наука говорила, что я буду считать на компьютере лет 5. А теперь, время расчета зависит от количества компьютеров распределенных по миру, которые задействует программа! И все.... Суперкомпьтер оказался определенным образом организованной средой компьютеров и программистов по всему миру. Вот так. Но это там. А мы где? Вы думаете в.....? Нет, еще не сползли, но рядом.  Государство и энтузиасты ученые из Национальной Академии наук и двух ведущих вузов на 10 % финансировании от необходимого создали Национальную Грид иннициативу, отрабатывают систему организации внутри страны, на птичьх правах связываются с Европой для вхождения в единую сеть, пускают потому, что не комерсанты, а ученые и оказывается, что получается, но мы телепаемся все же в хвосте и соответственно при неизменной ситуации  в ближайшем будущем опять научные открытия и результаты научных открытий достанутся другим, а мы будем покупать это за большие деньги.Вы думаете много надо добавить для нормальной инфраструктуры ГРИД? Правильно, много. Минимум 5 млн. европейских единиц в год и в течении 3-х лет. Но это позволит Украине не плестись в хвосте Европы, а выступать на паритетных началах, хотя  для всеевропейских программ ежегодная сумма составляет в 15 раз большую и это  не считая финансирования внутри каждой страны. Экономные мы!  Вы скажете, а где другие страны берут деньги, ведь кризис? Кризис нас пока и спасает, что еще не отстали навсегда. В США , например, как и в России, кроме государства спонсорами новой революции, не пугайтесь, научной выступили нефтянные компании, которые поставили бесплатно такую сеть в университетах, а "за это" университеты подготовили и готовят кадры для нефтянной промышленности, которые построили и строят им эту систему в промышленности. Затратное это дело? А во время революций или реконструкций или реформ, если вы помните, кадры решают все. И, как правило это должны быть новые кадры, молодые, дерзкие и профессиональные. А старики, должны готовить эти кадры, но не сильно вмешиваться в практическую работу. Тогда получиться. Бизнес-процесс простой, создаем фонд,находим спонсоров, приглашаем уважаемых людей в попечительный совет, чтобы деньги шли на заявленные цели под прозрачную процедуру и финансируем инфраструктуру Национального ГРИДа, и дополняем финансами систему подготовки физико-технических кадров по новой Болонской системе,путем создания парочку академических университетов для укрепления связей науки и образования и ВСЕ. И не кривитесь Болонская система в целом нормальная, а вот внедрять ее надо всю сразу , а не почастям. Почему нельзя по частям? Знаете, есть такой анекдот: Озаботилось Политбюро большим количеством аварий на дорогах и решило изучить опыт других стран. Оказалось, что в Англии меньше всего аварий. Сидят, решают, думу думают - надо внедрять английскую ситему, да боязно сразу, у нас ведь тоже ничего было. Ну, Леонид Ильич и говорит, а даваете для начала на левостороннее движение переведм только грузовики, а для остальных оставим как было?! ....  Ну, сильно разные это системы. Ну,не сочетается постоянство и привязанность к месту -  старой ситемы и мобильность - новой, причем как студентов, так и преподавателей. Ну, не сочетается, система созданная на основе запоминания большого количества фактов и дат (как сейчас в средней школе) и ситема, созданная на умении критически мыслить. Ну, создадим мы, поколение энциклопедистов, которое не будет знать как применить эти знания  на практике и что будет с государством лет через пять -десять? Не говоря уже о покалеченных судьбах. Человек без творчества, все равно, что робот. А как же человеческие слабости, любовь тоже творчество? Так может, найдем пути навстречу друг другу и посмотрим вперед - сзади итак понятно что....!!!

Просмотров: 1008