В экономически слабой Украине с практически разрушенной социальной защитой огромного числа людей, узкий круг очень богатых соотечественников (не более 1% населения) обладает по различным оценкам экспертов до 50% общих доходов страны. А в самой сильной и мощной экономике – в США 5%  населения имеют 21% от общих доходов. Почему так?  

     В экономически слабой Украине с практически разрушенной социальной защитой огромного числа людей, узкий круг очень богатых соотечественников (не более 1% населения) обладает по различным оценкам экспертов до 50% общих доходов страны. А в самой сильной и мощной экономике – в США 5%  населения имеют 21% от общих доходов. Почему так? Причин много, но отмечу одну. Прежде всего, в Украине не предоставляются возможности и стимулы для инвестирования в экономику страны и развития малого и среднего бизнеса.

     Почему многие бизнесмены не инвестируют в национальную экономику? Итак, предположим, что Украина имеет приток валютных средств в экономику, к примеру, за счет возросшего объема экспорта. По правилам платежного баланса можно направить эту валюту (не гривну) на три цели: купить импорт, инвестировать за границей, купить гривну у НБУ и соответственно гривну во что-то вкладывать. А дальше смотрим, что сейчас нашим компаниям выгодно делать? Какие объемы средств они инвестируют за границей, и какие в Украине? Если между инвестициями за рубежом и инвестициями в родной стране, украинский бизнес выбирает заграницу – это значит, что у нас инвестиционный климат хуже. Точка. А дальше пусть думают чиновники финансово-экономического блока Кабмина А.Яценюка, других госрегуляторов и ведомств,  что делать для исправления этой ситуации.     

     И в первую очередь им надо провести оценку инвестиционных рисков, чтобы понимать: где мы находимся в сравнении с другими странами. Замечу, вчера международное рейтинговое агентство Moody's понизило кредитный рейтинг Украины до «Ca» с «Caa3», отметив: «Негативный прогноз отражает ожидания, что уровень долга Украины будет оставаться высоким, несмотря на реструктуризацию и планы на проведение реформ». Вот почему нам надо самокритично разобраться в следующем. Если наши долги только растут, а собственные бизнесмены не хотят инвестировать в экономику Украины, чего тогда мы ждем от иностранцев. Поэтому возврат украинских денег в нашу экономику в виде инвестиций – это первоочередная задача властей. Наши предприниматели должны в настоящее время максимально инвестировать свою прибыль в национальные проекты, а не выводить всё за рубеж.     

     Однако, государственное регулирование, как было, так по сей день представляет собой, например, не услуги для бизнеса, а источник доходов для госрегуляторов. Принцип действий простой: чиновники начинают терзать и мучить предпринимателей малого и среднего бизнеса для того, чтобы те им платили, и тогда они их не будут, уж так сильно и больно терзать и мучить. В то же время по оценкам экспертов до 70%  всех лицензионных требований и регулирующих актов на начало какой-либо предпринимательской деятельности просто завтра можно и даже нужно выбросить в мусорное ведро. Но никто этого пока не делает, так как это незамедлительно собьет уровень взяток.     

     Более того, многие эксперты утверждают, что при украинском монопольно-олигархическом капитализме этого никогда не произойдет. И это при том, что у нас сейчас очень жесткая экономическая ситуация в условиях вооруженного конфликта на востоке страны. В этой связи разве что в последнее время Минфин и НБУ озаботились «серым» экспортом капитала. А ведь в предыдущие годы все участники таких схем «серого» вывоза капитала получали свои довольно немалые «крохи», иногда даже очень большие. Сразу уточню, что такое «серый» экспорт? Проще говоря – это не возврат экспортной выручки.     

     Сделаю еще несколько важных уточнений. Например, есть строгий термин «чистый вывоз капитала частным сектором» - это то, что наши компании вывезли в качестве инвестиций или накоплений за рубеж в течение определенного периода. Есть также понятие «утечка капитала»  - это то, что хозяйствующие субъекты вывели за границу не вполне легальным способом. И вот тут возникают вопросы о степени нелегальности и степени нежелательности. Именно из-за чрезмерной зарегулированности нашей экономики и растут объемы средств по таким статьям «не поступившая в страну экспортная выручка», «не поступившие импортные товары, купленные по контрактам» и, конечно же, так называемые «фиктивные операции на фондовых рынках». И это суммы, исчисляемые миллиардами долларов США, которые не работают на экономику Украины.     

     Не знаю, смогут ли власти, наконец-то, создать для инвестиционного бизнеса благоприятные условия. Но если мы упустим сейчас эту возможность будет хуже только нам. И не надо нашим олигархам и крупным чиновникам силой навязывать людям какую-то свою социально-экономическую модель, лучше дать малому и среднему бизнесу возможности для инвестиционных идей и свободы предпринимательства. Сейчас украинскому бизнесу надо дать больше свободы, а не прав; право заниматься предпринимательской деятельностью у нас у всех есть, а вот свобод мало.

     Александр ГОНЧАРОВ,

     Директор Института развития экономики Украины    

Просмотров: 2427