В конце февраля состоялся публичный отчет руководителя Национального агентства по вопросам выявления и управления активами коррупционных и других преступлений (АРМА) Антона Янчука за 2017 год. Глава ведомства апеллировал к тому, что общественность его не понимает, а СМИ публикуют недостоверную информацию. Адвокат, управляющий партнер адвокатского объединения «Prove Group» Юрий Захарченко проанализировал ряд манипуляций АРМА, которые использовал сам глава ведомства Антон Янчук.

  1. Заявления Антона Янчука о наполнении бюджета не соответствуют действительности

В своих публичных выступлениях Антон Янчук часто делает заявления о том, что АРМА выполняет функции наполнения бюджета. Последнее такое заявление он сделал в эфире «Espreso.TV». Якобы подконтрольное ему ведомство выступает таким себе «Рубин Гудом», который забирает деньги у богатых и отдает их бедным. Однако на практике это абсолютно не соответствует действительности. В Законе Украины о деятельности АРМА четко указано, что функцией ведомства является управление арестованного имущества, а все вырученные средства от этого управления должны находиться на сберегательном счету до момента судебного решения о конфискации этого имущества или же возврату его законному собственнику. Никакого доступа к этим средствам ни у АРМА, ни у какого-либо другого ведомства до решения суда нет. Поэтому любые заявления о наполнении бюджета являются не более как популизмом и политической манипуляцией. К слову, подобные манипуляции также часто используют и сотрудники прокуратуры в отношении мифических 1,5 миллиардов долларов Виктора Януковича.

  1. Европейский опыт эффективного управления имуществом не работает в украинских реалиях из-за коррупции

Создание антикоррупционных органов в Украине, в том числе и АРМА, происходило по требованию и при содействии институтов ЕС. Это ведомство было создано в рамках обязательных для Украины рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для получения Украиной безвизового режима.

Созданная как орган для борьбы с коррупцией в лучших европейских практиках в реальности АРМА стала оплотом коррупции и инструментом для захвата бизнеса. Подтверждает это многочисленные нарушения действующего законодательства, которые ежедневно совершают чиновники ведомства. Кроме того, вся внутренняя деятельность АРМА происходит хаотично из-за отсутствия внутренней нормативной базы, которая в обязательном порядке должна быть утверждена Минюстом, но до настоящего времени этого так и не произошло.

Под сомнение подпадает также и сама оценка имущества, переданного АРМА в управление. Например, в своем годовом отчете г-н Янчук утверждает, что в ведомством заключен договор управления арестованным имуществом стоимостью более 10 млн. долл. США. При этом никакой оценки имущества АРМА не проводит. Яркий тому пример – история с медиа-холдингом Вести. Помещение, которое арендовала редакция, было передано без надлежащей оценки и уже более 2-х недель блокируется неизвестными, которые удерживают и уничтожают технику и имущество журналистов. Очевидно, что ни о каком эффективном управлении тут речи быть не может, также как и каких-либо поступлениях от управления этим имуществом.

  1. Финансирование АРМА не прозрачно и требует дополнительного контроля

Руководитель АРМА в ходе публичного отчета радостно отрапортовал о том, что ему удалось сэкономить на финансировании ведомства треть выделенных денег. Однако забыл упомянуть, что на 2018 год запросил бюджет в 9,5 раз больше. Умолчал г-н Янчук также и о финансовой помощи от своих международных спонсоров и партнеров.

Так, в 2017 году правительством Украины был полностью профинансирован «бюджет запуска» ведомства в размере 42 млн грн. По итогам года АРМА вернула в бюджет неиспользованный остаток в сумме 15,3 млн грн.

Раздел на сайте АРМА об отчете по использованию бюджетных средств в 2017 году пуст. Зато на 2018 год ведомство забюджетировало расходов на 253 млн. грн. На что пойдут эти средства и с чем связано увеличение расходов ведомства в 9,5 раз – загадка. Также неизвестно, проводит ли кто-либо аудит деятельности. При этом из информации о публичных закупках ведомства мы можем узнать множество интересных фактов: например, согласно открытой базе тендеров ProZorro, АРМА провело 121 тендер. Ведомство совершило покупок на 9 млн. грн. Например, у частного предпринимателя Ващилко Сергея купили 7 кофеварок по 12 тыс. грн каждая (хотя средняя цена — пару тысяч гривен), один нож для резки бумаги обошелся им... в 6,7 тыс. грн, хотя средняя рыночная цена — порядка 300 грн. и так далее. Однако никто не контролирует и не «аудирует» эти процессы.

Согласно Закону Украины о работе АРМА, независимая внешняя оценка деятельности ведомства должно проводиться ежегодно. В состав комиссии для проведения оценки должны входить 3 человека (по одному члену от Президента Украины, Верховной Рады и Кабмина). Кроме того, неотъемлемой составляющей независимой внешней оценки деятельности АРМА является ежегодный внешний. Аудит должен проводиться исключительно международной или национальной аудиторской компанией. Однако на моменте подобные проверки АРМА еще не проводились, кроме того не назначены даже члены комиссии, которая должна проверять АРМА.

Поэтому до тех пор, пока все эти манипуляции главы АРМА и отсутствие жесткого контроля за деятельностью ведомства имеют место быть, ни о каком эффективном управлении говорить нельзя. Поэтому пока за работу АРМА под руководством Янчука и общественность, и профессиональное юридическое сообщество ставит твердую двойку.

 

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: украина АРМА антон янчук юрий захарченко
Просмотров: 978
Загрузка...
Загрузка...