Инновации, выгодные всем

Большинству украинцев все еще сложно поверить, что все связанное с коммуналкой может быть прозрачным и понятным. За рубежом эта ситуация – уже часть повседневности.

Интеллектуальная автоматизация – это сочетание автоматизации и искусственного интеллекта с целью создания новых систем для оптимизации входных данных. Она поможет повысить эффективность выполнения простых повторяющихся и более сложных задач: сбор и анализ данных, структурирование, выставления счетов, своевременное выявление неисправности, оперативное реагирование на отключение, прогнозирования затрат.

Субсидии за долги срежут, а квитанции сильно потяжелеют: какие платежки придут в октябре

К тому же внедрение интеллектуальной автоматизации позволяет экономить. Согласно отчету исследовательского института Capgemini, отрасль энергетики и коммунальных услуг может сэкономить от 237 до 813 миллиардов долларов во всем мире в течение ближайших лет. Вместе с тем украинский ДТЭК говорит про многозонные счетчики, которые помогают экономить до 50% на счетах за свет в ночное время суток.

Мировые тенденции

США и страны Европы уже давно поняли, что автоматизация операций, повышения качества обслуживания клиентов и улучшения бизнес-моделей уже давно новая реальность, соответствовать которой для компаний жизненно необходимо.

Например, по состоянию на май 2021 Smart energy international сообщает, что 75% домохозяйств в США работаю с умными счетчиками. Это важный шаг к отказу потребления электроэнергии в пиковые периоды. В 2019 году в США насчитывалось 99 миллионов установленных умных счетчиков. К концу 2021 американцы планируют достичь 115 миллионов установленных единиц.

Такие изменения уже способствовали тому, что к концу 2020 году выбросы углерода в энергетическом секторе США уменьшились на 40% по сравнению с 2005 годом. Это самый низкий показатель за последние 40 лет.

Коллаборация компаний Tucson Electric Power (TEP), Arizona's Governor's Office of Energy Policy и Tendril создала программу, цель которой показать как безопасный доступ к персональным данным может помочь в сбережении и экономии электроэнергии. Сначала данные со счетчиков поступают в Tendril Connect. Там они подробно анализируются и структурируются. После чего они уже в адаптированном виде вновь поступают к пользователям. Так клиент может отслеживать где и как используется энергия, получать персональные предложения по повышению энергоэффективности, контролировать расходы.

В E-control посчитали: до 2024 года в европейских странах планируется установление умных счетчиков почти у 77% потребителей. Также они отметили сбережения, которые достигаются благодаря такой системе. В среднем это экономия 230 евро на газ и 270 евро на электроэнергию на каждый пункт учета (распределяется между потребителями, поставщиками, операторами распределительных систем).

По водному сектору, то здесь также активно внедряется интеллектуальная автоматизация. По прогнозу Berg Insight AB, число установленных счетчиков Water AMI в Европе и Северной Америке превысит 100 миллионов единиц в 2025 году.

В Минсоцполитики рассказали, на какую субсидию могут рассчитывать украинцы

Украинские реалии и неиспользованные возможности

Ситуация в Украине пока не так прогрессивна. Сейчас самое комфортное – единично установленые умные счетчики и некоторые улучшения в обслуживании.

Один из примеров – мобильное приложение "Коммуналка" от "Центра коммунального сервиса". В нем можно оплатить коммунальные услуги, передать показания счетчиков и даже оплатить штраф и парковки. Но все это работает пока только для жителей некоторых городов *

Автоматизация сектора в Украине все еще находится на этапе зарождения. Неиспользованные возможности сейчас станут очевидными после либерализации рынка, как это произошло в 2020 году с газом. Интеллектуальная автоматизация в коммунальной сфере – не только комфорт, но и мировая требование. Для Украины это лишь вопрос времени.

Преимущества интеллектуальной автоматизации в коммунальной сфере:

  • Возможность оперативной и удаленной системы контроля (считывания показаний счетчиков для выставления счетов на основе фактического потребления).
  • Наличие функции автоматических проверок. Это позволят уменьшить нагрузку работников коммунальных служб во время регулярных профилактических обслуживаний и сократить количество таких проверок.
  • Своевременное выявление и предупреждение аварий, затоплений.
  • Безопасный сбор и сохранение данных, позволяет создать историю и спрогнозировать потребление.
  • Оптимизация расходов на уровнях пользователя и государства.
  • Возможность подключения к системе "Умный дом", что значительно упрощает оплату коммунальных услуг и позволяет постоянно контролировать состояние приборов.

Что нас ожидает?

Несмотря на медленные изменения, все идет к упрощению процессов, улучшение сервиса и экономии ресурсов. В дальнейшем в мировой практике будет лишь увеличиваться количество новых коллабораций, приложений и услуг, которые будут внедрять тенденции доверчивых прозрачных отношений с коммунальными предприятиями и популяризировать новый образ жизни.

Весьма актуальной будет тема экономии ресурсов и увеличения внимания к устойчивой энергетике. Это не только об экономии, а скорее об осознанном потреблении. Так исследование в Великобритании показало, что 50% респондентов моложе 35 лет согласны заплатить больше за стойкую энергетику и 42% этого же сегмента готовы платить небольшую надбавку таком поставщику. Вывод один: молодое поколение готово к изменениям и самостоятельно им способствует.

Украина пока только начинает приобщаться к этим тенденциям, но увеличение заинтересованности к системе "Умный дом" и рост этого рынка показывает нам, что "будущее" уже наше настоящее и украинцы хотят быть в нем.

* – по состоянию на июль 2021 мобильным приложением "Коммуналка" могут пользоваться жители следующих городов: Киев, Одесса, Белгород-Днестровский, Рени, Черноморск, Южный, Черноморское (Чабанка), Запорожье, Энергодар, Луцк и Луцкий район, Мариуполь, Николаев, Ровно.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: счетчики коммуналка коммунальные услуги жкх
Просмотров: 133