Как обстоят дела на глобальном рынке маркетплейсов сегодня и какие тренды будут преобладать на нем в следующем году разбиралась Екатерина Боровская, маркетолог онлайн-сервиса для поиска и покупки автобусных билетов «Busfor Украина».

Чтобы прочувствовать масштаб рынка онлайн-маркетплейсов, достаточно взглянуть на экран смартфона. Что мы видим: платформа для поиска временного жилья, сервис для бронирования отелей, приложение для заказа такси — и это всего несколько примеров.

Активное развитие сферы IT, умноженное на бурный рост онлайн-покупок, способствует развитию площадок, связывающих поставщика товаров или услуг с клиентом. Это и есть маркетплейсы — электронные торговые площадки, которые одновременно работают на привлечение поставщиков услуг и конечных потребителей. Монетизируются такие сервисы обычно за счет комиссии, ее размер варьируется в зависимости от сферы деятельности компании.

Ежегодно рынок онлайн-продаж увеличивается на 20%. Большинство предпринимателей понимает, что присутствие онлайн — уже не опция, а вполне себе must-do. Маркетплейсы побеждают по трем причинам: масштабируемость, география и ассортимент. Благодаря обширному списку возможностей, маркетплейсы — лакомый кусочек для инвесторов во всем мире.

Тренды дня сегодняшнего

В борьбе между обычными интернет-магазинами и маркетплейсами последние побеждают. Посмотрим на динамику последних трех лет. Маркетплейс JD.com вырос больше, чем на 150%. Рост знаменитых платформ Amazon и Alibaba составил 50%. Украинские проекты тоже не отстают: Prom.ua отличается стабильным увеличением на 50% каждые полгода. Таким образом, ритейл уверенно разворачивается в сторону маркетплейсов, и не напрасно. Формируется благоприятная экосистема, где мерчант имеет шанс построить бизнес довольно быстро и сравнительно недорого.

Организация правильного сервиса — основное конкурентное преимущество. Главная потребность современного пользователя — быстро найти товар и дешево его купить, и она лучше всего реализована именно в маркетплейсах. При этом рынок развивается, появляются новые игроки и, чтобы оставаться конкурентоспособным, маркетплейсу необходимо все время повышать уровень сервиса.

Требования e-commerce потребителей очень высоки. Чтобы соответствовать их запросам, торговым площадкам стоит внедрять технологические инновации. К примеру, онлайн-сервис для покупки билетов на автобус Busfor разработал и использует собственную систему GDS, которая ранее встречалась в сфере авиации и туристическом бизнесе. Система позволяет найти нужный рейс среди 20 тыс. маршрутов от 5 тыс. перевозчиков и мгновенно забронировать билет, при этом перевозчики легко интегрируются в систему.

EdTech и FinTech в поиске новых решений

Теперь посмотрим на сферу EdTech. Мировой рынок образовательных технологий бьет все рекорды в вопросах инвестиций: за первые полгода 2017-го только в одних США было заключено 58 сделок на сумму $887 млн. По словам Кирилла Бигая, co-founder’а и CEO международного маркетплейса для поиска репетиторов Preply, отрасль EdTech сталкивается с рядом трудностей. Несмотря на перспективность, сфера находится в стадии раннего развития, и как результат — плохо предсказуема. Рынок заполнен неравномерно, а популярные ниши уже заняты. Некоторые EdTech-стартапы (например, MEL Science) разрабатывают продукты с использованием сложных технологий, таких как VR и AR. А подобные решения требуют серьезных вложений.

Игроки финансовой сферы также понимают необходимость перехода к модели маркетплейса. У банков уже есть сформированная инфраструктура и лояльная аудитория для продвижения товаров и услуг: как своих, так и сторонних. По словам Эдриена Сето (Fintech Innovation Lab), рынок нуждается в новых инструментах.

Так, сейчас банки активно переходят в digital-формат. Например, испанский Santander Openbank, который был открыт в 1995 году, в 2017 стал на 100% цифровым. В Украине в ноябре состоялся релиз первого полностью цифрового банка monobank. Однако fintech-сфере пока не хватает решений для b2b-сегмента: предпринимателям нужна единая платформа для получения финансовых услуг.

В Украине fintech-решения в формате маркетплейсов ищет, например, 1991 Open Data Incubator — в рамках программы Fintech Master. Основная же тенденция сферы — переход от транзакций к отношениям, где кибербезопасность и применение искусственного интеллекта «решают». Такие стартапы могут получить поддержку в программе Open Banking Lab от 1991, OTP Bank, НБУ и Nestholma.

Что дальше

Маркетплейсы — востребованный формат практически в каждой сфере. Но чтобы проект был действительно успешным, фаундерам следует принимать во внимание современные тренды. В следующем году, к примеру, стоит обратить внимание на такие тенденции:

  • Мобильный трафик. Согласно данным сайта Statista за 2017 год, около 39% онлайн-покупок совершается через мобильные устройства. Ожидается, что к 2020 году мобильный трафик вырастет в 8 раз. Поэтому маркетплейсы уже сегодня должны думать о мобильной адаптации.
  • Персонализация. Отличительные черты онлайн-продаж — отсутствие физического контакта. Взамен потребителю можно предложить инновационные разработки. Original Stitch создают рубашки под каждого конкретного человека. Онлайн-магазин lenskart разработал приложение, которое позволяет примерить очки в режиме реального времени. В 2018 году выигрывать будет тот маркетплейс, который даст пользователю расширенные возможности.
  • Поведенческий фактор. Портрет клиента должен быть максимально точным. Поведение пользователя должно обрабатываться с помощью специализированных систем анализа, что положительно повлияет на конверсию.
  • Чат-боты. Постепенное внедрение искусственного интеллекта помогает быстро заказать билет, купить еду или другой товар. Чат-боты упрощают эти процессы. В кратчайшие сроки можно собрать максимум нужной информации, а клиенту не придется для этого общаться с консультантом. К примеру, чат-бот eBay через приложение Facebоok Mеssеnger узнает все предпочтения клиента и предлагает нужный товар.
  • Служба доставки. Купив товар, клиент хочет получить его в течение суток. Walmart делает инвестиции в развитие сети небольших магазинов, откуда клиенты могут забрать свой товар. Amazon успешно использует доставку с помощью дронов Prime Air.
  • Видео-описание. По статистике Kissmetrics, видеоконтент хорошо работает в рекламе. Ролик дает покупателю шанс лучше понять предлагаемый товар, а продавцу повысить конверсию.

Формат маркетплейса находится только в начале пути, и еще не все его возможности реализованы на практике. Тем интереснее следить за развитием подобных проектов. 2018 год определенно принесет новые, а возможно, неожиданные бизнес-решения.

Теги: маркет amazon alibaba интернет интернет-магазин
Просмотров: 756