Системный бизнес, на мой взгляд, — это бизнес, который можно масштабировать, а потом успешно продать. По сути, это готовая конструкция, которую легко переложить на разные рынки и географии. В него готовы вкладывать инвесторы, потому что он достаточно предсказуемый и контролируемый на всех уровнях.

Но когда же становится необходимым «оформлять» бизнес в систему и как понять, что компания к этому готова? 

Я постарался простыми словами ответить на эти вопросы, выделив 5 основных направлений, свойственных системному бизнесу: 

Если хотите масштабировать бизнес – сделайте его системным

Условно бизнес можно разделить на два типа: маленький, (к прим. семейный ресторан у дома) и масштабный (к прим. Макдональдс). Если вы хотите стать как Макдональдс - то начинайте вводить в бизнес систему. Невозможно масштабировать бизнес, не сделав его системным, иначе максимум, на который вы сможете претендовать – 20 маленьких ресторанов, но каждый из них будет отличаться друг от друга. В моей практике системность — это политики и процедуры, люди и информация. И «фокус» в том, что все эти принципы работают только вместе.

Корпоративная культура – важная составляющая системного бизнеса

У известного историка и публициста Харари есть прекрасная книга «Sapiens. Краткая история человечества», где автор популярно объясняет, почему человечество стало более успешным чем, например, обезьяны и коровы. Все просто: оно научилось сочинять мифы. И именно общие мифы позволили людям сотрудничать в группах, превышающих 150 человек – примерно столько каждый человек может запомнить лично.

Наличие общих ценностей объединяет людей, именно поэтому в системном бизнесе так важна корпоративная культура. Если ваш штат не превышает отметку в 150 человек – корпоративная культура вам пока не нужна. Здесь будет действовать принцип «делай как я» - собственник бизнеса является носителем культуры, а сотрудники, если дорожат своими местами, будут следовать за ним. Но, если ваша компания растет, и вы начинаете открывать филиалы – появляется необходимость прописать корпоративные ценности и принципы, так называемые «мифы», в которые будет верить ваша команда. В Carlsberg Ukraine мы следуем принципам 3 «А» - alignment, accountabitily, action (согласованность, ответственность, действие). Их суть в том, что каждый сотрудник должен понимать, как его работа влияет на работу его коллег и перед тем, как принять какое-то решение, его нужно согласовать. Когда все интересы сторон учтены – становится легче переходить к действиям. 

Также важно, чтоб каждый сотрудник получал регулярную обратную связь от руководителя. Любая обратная связь должна иметь основу, а для этого людей нужно оценить. Например, в нашей компании мы руководствуемся системой People board – это своеобразная матрица, где по горизонтальной и вертикальной шкале располагаются производительность и потенциал человека. По результатам People board человек получает обратную связь, и в целом понимает, как он работает и в каком направлении ему стоит двигаться дальше.

Когда бизнесу пора стать системным 5 советов от генерального директора Carlsberg Ukraine - фото 2

Система – это политики и процедуры

Важно поймать момент, когда вся история с системностью становится нужна вашему бизнесу. Если начнете вводить систему слишком рано – то утопите бизнес в бюрократии. Что такое система в целом? Это политики и процедуры, которые функционируют в вашей компании и которым каждый сотрудник обязан следовать.

Политики возникают из-за недоверия, которое свойственно корпоративному миру. Инвесторы хотят снизить свои риски и любят бизнесы, работающие по правилам. Это строгие «можно», «нельзя» и «как нужно» для ваших подчиненных. Если вы понимаете, что бизнес растет и уровень доверия к людям, с которыми вы работаете, падает, тогда настало время для политик и процедур.

В Carlsberg Ukraine у нас есть базовое руководство - «Кодекс этики и поведения». Он направляет нас, чтобы мы всегда работали честно и открыто как внутри компании, так и вовне ее. Помимо этого, в компании функционируют глобальные политики, за ними функциональные политики и операционные мануалы. Все они – часть одной большой корпоративной системы.

Когда бизнесу пора стать системным 5 советов от генерального директора Carlsberg Ukraine - фото 3

Если хотите в дальнейшем продать свой бизнес – опишите его

Описанные бизнес-процессы – еще один элемент системности. В стартапах, зачастую, процессы идут хаотично, и даже если получается найти решение, не факт, что вы сможете повторить его во второй раз. Для того что б получить результат – бизнес процесс необходимо описать.   

Благодаря описанным процессам легче работать, обучать новых людей и тиражировать бизнес, открывая филиалы. Так же, здесь легко исключить человеческий фактор, потому что как только вы описали бизнес процессы, их можно автоматизировать. Еще одни плюс – если захотите продать бизнес, вы легко сможете это сделать. Никто не захочет покупать чье-то дело, в котором ничего не сможет разобрать. Структура – вот основной показатель эффективности.

Когда бизнесу пора стать системным 5 советов от генерального директора Carlsberg Ukraine - фото 4

Разграничивайте полномочия в коллективе

Разграничение полномочий – к этому тоже приходит каждый бизнес по мере своего роста. Есть куча систем, которые помогают разграничить полномочия, но мне нравится система RASCI (responsible, approve, support, consulted, informed). У каждого сотрудника в компании есть одна из пяти ролей: он либо за что-то ответственный, либо утверждает результаты выполнения, либо помогает ответственному, либо может давать консультации (предоставлять информацию), или же должен знать о том, что происходит. В системном бизнесе доступ к информации должен быть разграничен, тогда это поможет, в том числе, избежать «утечки» на сторону конкурента.

Когда бизнесу пора стать системным 5 советов от генерального директора Carlsberg Ukraine - фото 5

А зачем оно все нам нужно?

Здесь есть несколько причин: ваш бизнес вырос – и вы как собственник уже не можете его контролировать; вы собираетесь привлечь инвестора; вы решили увеличить стоимость бизнеса перед продажей или же вы перфекционист, и просто хотите все делать правильно.

Тогда эти рекомендации точно для вас.

 Генеральный директор Carlsberg Ukraine Евгений Шевченко

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: успех советы бизнес рост стартапы
Просмотров: 139