6 октября на официальном сайте главного конкурентного ведомства страны появилось сообщение его пресс-службы, озаглавленное «Нефтетрейдеров обязали снизить цены на топливо». В нем говорилось, что «Антимонопольный комитет Украины обязал ПИИ «ЛУКОЙЛ Украина», ЧП «ОККО-Нефтепродукт», ООО «Золотой экватор» и ООО «Альянс Холдинг» установить розничные цены на бензин, дизельное топливо и сжиженный газ на таком уровне, который бы существовал в условиях значительной конкуренции на рынке». Столь странно сформулированные рекомендации (и только!) комитета стали поводом для множества публикаций в СМИ, трактующих их каждый по-своему.

Вот лишь некоторые из них: «Подорожание топлива на АЗС: кто нагрел руки на скачке цен?», «Антимонопольный комитет обязал крупнейшие сети АЗС снизить цены на горючее», «[Антимонопольное] ведомство назвало безосновательным подорожание бензина», «Антимонопольный комитет ультимативно потребовал у компаний  «ЛУКОЙЛ-Украина», «ОККО-нефтепродукт», «Золотой экватор» и «Альянс-Холдинг» уменьшить розничную стоимость бензина и дизтоплива. В противном случае в отношении данных коммерческих структур могут быть применены предусмотренные законом санкции». Так обязал Антимонопольный комитет или все же рекомендовал?

Попробуем расставить все точки над «ї».

Как известно, рыночной называется цена, с которой соглашается покупатель. Если мы согласны приобретать топливо по предложенной продавцом цене, она является рыночной. Снижать цену должна конкуренция, с которой у нас, действительно, большие проблемы. Но не потому, что она отсутствует, а потому, что становится все более недобросовестной. Это относится как к ценообразованию, так и качеству.

Вначале – о ценообразовании. Справедливо подметив, что «на мировом рынке цены на сырую нефть, показатели Platts и курс евро имели тенденцию к снижению», в Антимонопольном комитете почему-то «забыли» о повышении с 1 сентября ставок акциза на бензин и дизельное топливо на 50 и 30 евро/т (примерно на 38%). Накануне этого события ряд участников рынка заявлял, в частности, о невозможности «долго сдерживать цены на заправках», называя в качестве ориентира для будущего роста +50 коп. за литр бензина. Но сформированный трейдерами в августе потенциал для снижения стоимости топлива, наличие больших, чем в аналогичный период прошлого года, запасов, невысокий спрос на нефтепродукты и перечисленные АМКУ тенденции позволили розничным операторам не поднимать стоимость бензина более чем на 10 коп. (в среднем по Украине цены за прошедший месяц выросли не более чем на 0,5%).

Вызывает удивление и ссылка комитета на то, что в нынешних условиях «цены на бензин в последнюю декаду сентября не должны были превышать 10,14…10,25 грн/л». Действительно, если пересчитать отпускную стоимость бензинового импорта в розницу (при пятипроцентной наценке и новом акцизе), то можно получить искомые 10,21 грн за литр «пятого» бензина. Но в АМКУ не могут не знать, что названные в сообщении крупные компании, в отличие от упомянутых в нем же «операторов с незначительной долей на рынке» (интересно, кто имелся в виду), работают не «с колес», а по месячным контрактам, заключаемым, как правило, в двадцатых числах предыдущего месяца. Поэтому при сравнении корректно было бы сослаться на средние августовские котировки, дающие в пересчете 10,50…10,60 грн/л. Фактически, именно эти значения и назвала пресс-служба комитета, говоря, что цены на заправках четырех трейдеров «выросли на 10…19 коп./л и составили 10,49…10,60 грн/л».

Теперь – о качестве. Не секрет, что уровень качества тоже влияет на цены. Трудно ожидать, что дешевые нефтепродукты будут качественнее дорогих. И странно, что в Антимонопольном комитете (как в секретариате отраслевой экспертно-аналитической группы) не заметили разницы между бензином марки А-95 ДСТУ 4063-2001 и А-95-Евро ДСТУ 4839:2007. Во всяком случае, пресс-служба АМКУ заявила: «Как установил Комитет, в течение сентября текущего года на АЗС, работающих, в частности, под брендами «ЛУКОЙЛ», «ОККО», WOG, произошло повышение цен на бензин марки А-95». Однако ни ЧП «ОККО-Нефтепродукт», ни ООО «Золотой экватор» не предлагают А-95 ДСТУ 4063-2001 на своих заправках. На них реализуется бензин А-95-Евро ДСТУ 4839:2007. В Антимонопольном комитете, вероятно, считают, что указанные марки бензина являются товарами-заменителями, поскольку имеют одинаковое октановое число. Но если это так, почему тогда сломано столько копий в борьбе за продление срока действия старых украинских стандартов, и зачем тогда модернизировать заводы, расположенные на территории нашей страны?

На самом деле бензин марки А-95 ДСТУ 4063-2001 можно считать товаром-заменителем А-95-Евро ДСТУ 4839:2007 лишь для автомобилей, выпущенных до 2005 г. Что касается современных транспортных средств с их намного более чувствительными топливными системами и, особенно, фильтрами, то отечественный «пятый» (в большинстве своем) им противопоказан. Не автором этих строк давно доказано, что использование евробензина может продлить жизнь автомобиля и сэкономить средства на его ремонте и техническом обслуживании, что немаловажно в условиях кризиса.

Другое дело, что под видом «Премиума», «А-95 Евро-5», А-95EU, А-95E и прочих нередко продают обычный «пятый», причем правительство предпочитает это не замечать, понимая под «стабильным функционированием рынка нефтепродуктов» лишь наличие у граждан достаточного количества бадяги по не вызывающей истерик у оппозиции цене.

Иначе говоря, бензин, заявленный под маркой А-95-Евро, таковым является далеко не всегда. Бесспорным признаком введения потребителей (и чиновников) в заблуждение является 10…20-копеечная разница в ценах на А-95-Евро и А-95, которую невозможно обеспечить технологически. В связи с этим, Антимонопольный комитет мог бы не рекомендовать отдельным трейдерам снизить розничную цену бензина марки А-95-Евро до уровня А-95, а потребовать от участников рынка доказать наличие у евротоплива таких потребительских преимуществ, которые достаточны для установления нынешних наценок за качество.

В сообщении пресс-службы конкурентного ведомства говорится: «По состоянию на 4 октября указанные операторы несколько снизили цены на бензин и сжиженный газ, но не до надлежащего уровня, причем стоимость дизельного топлива осталась без изменений». Так последняя и не росла с августа (несмотря на увеличение ставки акциза). Что до бензина, то в АМКУ выбрали самое подходящее время для заявления – трейдеры и так намеревались поменять ценники на заправках (конкуренция все же!). К 7 октября они практически полностью отыграли так возмутившие комитетчиков «10…19 коп./л», причем потенциал для дальнейшего снижения цен на топливо у участников рынка еще остался.

Впрочем, спешить никто из операторов не собирается. Иначе может получиться, как в анекдоте.

 

Гаишник тормозит машину за превышение скорости:

- Здесь максимальная скорость 60, а вы ехали 100. Куда так торопитесь?

- Да вот, вам 200 гривен вез...

Просмотров: 761