Впервые за все годы независимости одной из целей госбюджета-2015 стало финансирование национальной безопасности и обороны Украины, на что запланирован беспрецедентный объем средств. Так, до конца этого года непосредственно на безопасность и оборону запланировано направить 80 млрд. гривен.

     Все, от военнослужащего до крупного чиновника, сознают: для Украины сейчас главная задача – это постараться как можно скорее начать комплексную модернизацию украинской экономики и, в частности, военно-промышленного комплекса. Причем, обязательно нужен мегапроект. Думаю, по отдельности антикризисные меры могут быть нужными и полезными, но это, как бы, только для понижения температуры у тяжелобольного. А больной все равно не выздоровеет. Поэтому нужна комплексная программа поддержки «точек» роста в реальном секторе экономики и стимулирование инновационного производства с созданием новых рабочих мест - особенно в ВПК.     

     В самом деле, если проанализировать все предыдущие государственные бюджеты Украины, то структурно они практически ничем не отличались один от другого. К примеру, в статистике есть такой термин «статистически значимые отличия». Так вот, таких отличий, в частности, в госбюджетах десяти последних лет, которые завели нашу страну в нынешний экономический тупик, просто нет. То же самое и по налогам: нет ничего прогрессивного и полезного по изменению налоговой структуры в отношении стимулирования развития инновационных производств в Украине, в том числе в «оборонке». Хотя потенциал у нас огромный – 12-ое место в мире по экспорту оружия.     

     И вот впервые за все годы независимости одной из целей госбюджета-2015 стало финансирование национальной безопасности и обороны Украины, на что запланирован беспрецедентный объем средств. Так, непосредственно на безопасность и оборону в 2015 году запланировано направить 80 млрд. гривен. Плюс 1,8 млрд. грн. будет направлено на выплаты всем мобилизованным, которые будут призваны в ряды Вооруженных Сил Украины; 2,9 млрд. грн. - на другие органы безопасности и обороны; 6 млрд. грн. составят государственные гарантии госкомпаниям «Укроборонпрома» для приобретения новой военной техники и ее ремонта для ВСУ. Фактически, общий объем финансирования расходов на национальную безопасность и оборону Украины достигнет рекордных 90 млрд. гривен.       

     Учитывая эти внушительные цифры бюджета, многие эксперты утверждают, что для любого государства существует такой параметр, как коэффициент внедрения инноваций. Это определенный процент от прибыли компании или предприятия, который выделяется на модернизацию и внедрение новых более современных технологий. Если такие отчисления ниже 15%, то можно говорить о деградации, т.е. разрушении производственного потенциала. Даже когда станки и производственные линии прослужат ещё десятки лет, но если не  будет вложений в инновации не менее 15%  – предприятие все равно будет обречено на гибель. Наконец, такую устаревшую продукцию запросто вытеснят с рынка конкуренты.

     Однако, к сожалению, для Украины средний показатель внедрения инноваций не превышает 5%! Это уже привело к гибели многих предприятий, и большинство отечественных заводов по этой причине находятся на грани гибели. Не по этим ли причинам, как мы сейчас узнали, в тяжелейшем состоянии находятся и наши предприятия военно-промышленного комплекса, давно уже требующие комплесной модернизации. И вот сейчас в ВПК надо срочно создавать  необходимые условия для привлечения высококлассных менеджеров и специалистов, которые бы смогли провести модернизацию этих производств и отладить современную, самодостаточную производственную систему, способную выпускать конечную высокотехнологичную продукцию. На наших заводах мы должны производить военную технику, задействуя все циклы - от разработки проекта до серийного выпуска и послепродажного обслуживания.         

     Конечно, нужны и конструктивные дискуссии властей и экспертных сообществ. Например, социалка – это важно. Оборонка – это важно. Каждый министр будет защищать свои статьи госбюджета-2015. Это понятно и, в принципе, это правильно. Но при этом, например, в ВПК движение «оборонных» денег, направленных на покупку автоматов, не заканчивается на этих сделках. Хотя, как неоднократно подчеркивало наше правительство, на нужды АТО ежемесячно выделяется не менее 1,5 млрд. гривен. К тому же не отменен еще и военный налог, который взимается по ставке 1,5% с доходов физических лиц.

     Ведь с развитием «оборонки» открываются новые рабочие места, приобретаются нашими предприятиями высокие технологии для производства современного вооружения. А далее будут появляться новые отрасли в нашей экономике и, возможно, возродится украинская электронная промышленность. И здесь необходима стратегия развития по выходу на новый технологический уровень через военные технологии двойного назначения, часть из которых в перспективе придет и в народное хозяйство.     

     В этом смысле наши затраты на вооружение – это также один из основных способов поддержки экономического роста в стране. Поэтому нужна стратегия развития с достижением балансов и главное - мегапроект в развитии ВПК, превращая новые знания в современные технологии, инновационные производства и конечную конкурентную продукцию.     

     В принципе, примеров в истории выхода из сложнейших политико-экономических ситуаций было предостаточно, к примеру, в прошлом веке. Это и Германия в 1933 году, и Советский Союз в 30-е годы и т.п.. И всегда основной вопрос заключался в готовности национальной элиты эффективно проводить реформы и модернизировать реальный сектор экономики, включая, военно-промышленный комплекс. И этот вопрос сегодня для Украины, пожалуй, самый главный.     

     Александр ГОНЧАРОВ,

     Директор Института развития экономики Украины    

Просмотров: 696