В текущей чрезвычайно сложной во всех отношениях ситуации нам нужно переходить к Единому Фонду государственного страхования. Что на практике это значит? 

     В текущей чрезвычайно сложной во всех отношениях ситуации нам нужно переходить к Единому Фонду государственного страхования. Что на практике это значит? Эксперты Института развития экономики Украины в этой связи считают, что  Украина обязана вводить единую систему для комплексного осуществления пенсионного страхования, медицинского и социального страхования, включая случаи потери работы и так далее. Понимая при этом, что, к примеру, потеря работы и потеря заработка – это две большие разницы и такой же социальный риск.     

     Сегодня мы уже дошли до той «точки», когда все виды социальных рисков наше государство должно гражданину страховать. Я в том возрасте, когда хорошо помню и знаю, как это было в советский социалистический период. Действительно при социализме было гораздо проще, государство тогда жесточайше гарантировало, а теперь этот механизм гарантий не работает, взамен ему практически ничего нет. А что должно быть? Взамен должно быть, например, страхование социальных рисков.     

     Предвижу правильный вопрос читателей: «Если вводить такой механизм страхования, то вероятнее всего именно работодателям и придется платить взносы за наемных работников, так?» Да, конечно, именно они и будут платить страховые взносы. Причем, это уже устоявшаяся практика в странах с развитой экономикой. Такие взносы в разных странах колеблются от 0,15% от фонда заработной платы во Франции до 0,5% в Эстонии. Правда, допускаю, какие стенания и вой поднимут особенно наши олигархи, дескать, нас обирают еще и здесь. Хорошо, есть на этот случай компромиссное решение. Не хочет предприниматель платить страховые взносы за наемного работника, пусть тогда выплачивает достойную заработную плату. То есть во всех случаях система страхования должна быть очень простой и понятной для наших граждан. Или работодатель сам заключает договор с наемным работником, затем сам ищет страховую компанию и сам на его персонифицированный индивидуальный счет перечисляет страховые взносы (кстати, еще и может на этом заработать). Либо пусть работодатель действует через государственную систему и отдает всё, что положено в пользу своих работников. Безусловно, суммарный объем страховых взносов должен быть не «смертельным» для предпринимателя, но все риски наемных работников работодатель должен обязательно застраховывать.

         Эксперты Института развития экономики Украины уже подсчитали, если взять даже 0,1% от фонда зарплаты, то мы бы смогли выполнить все страховые обязательства на случай возникновения различных рисков. Получается, что с введением такого механизма, можно легко прогарантировать людям, что даже в самом тяжелом случае их материальное благосостояние не уменьшится. А это в свою очередь хорошо и тем, кто взял ипотеку, кто взял потребительский кредит, т.е. они смогут уже нормально планировать свою жизнь и, в частности, свои покупки телевизора, автомобиля и пр.     

     Не знаю, могу ли я от имени миллионов работников, занятых в нашей экономике, попросить украинских законодателей поработать над этой актуальной проблемой. В тоже время эксперты Института развития экономики Украины готовы внести свой достойный вклад в подготовку такого законопроекта.     

     Да, мы видим, что текущая ситуация – очень сложная, но, думаю, пока еще не критическая. Наши люди сохраняют веру в то, что Президент Украины и правительство, наконец-то, перейдут от пожарных социальных мер к упреждающей профилактике. Иначе мы и дальше будем вновь и вновь удивленно поднимать брови, поражаясь неприятной и тревожной информации, поступающей с рынка труда и с охваченного военным противостоянием юго-востока страны.     

Олександр ГОНЧАРОВ,

Директор Інституту розвитку економіки України (www.ireu.org.ua)    

Просмотров: 1071