Уже сейчас надо готовить значимые и полезные для модернизации производств структурные изменения в государственный бюджет Украины на 2015 год. Исходя из того, что модернизация – это в первую очередь наука и инновационные отрасли национальной экономики. И, наконец-то, начать переходить к экономике знаний.  

     Недавно один ведущий эксперт, по-моему, очень важное замечание высказал о том, что если у нас в стране естественный спрос, например, на продукцию металлургических предприятий в 100 раз превышает естественный спрос на знания, то макроэкономической стабилизации мы еще не скоро достигнем. На мой вопрос, а «как поменять такое соотношение распределения денег в металлопрудукцию и в знания?», он ответил:     

     - Надо все рычаги, а их два основных (структура госбюджета и структура налогов),  максимально задействовать, чтобы повернуть страну на инновационный путь развития.     

     И в самом деле, если проанализировать все предыдущие государственные бюджеты Украины, то структурно они практически ничем не отличаются один от другого. К примеру, в статистике есть такой термин «статистически значимые отличия». Так вот, таких отличий, в частности, в госбюджетах десяти последних лет, которые завели нашу страну в нынешний экономический тупик, просто нет. То же самое и по налогам: нет ничего прогрессивного и полезного по изменению налоговой структуры в отношении стимулирования развития инновационных производств в Украине.     

     Эксперты утверждают, что для любого государства существует такой параметр, как коэффициент внедрения инноваций. Это определенный процент от прибыли компании или предприятия, который выделяется на модернизацию и внедрение новых более современных технологий. Если такие отчисления ниже 15%, то можно говорить о деградации, т.е. разрушении производственного потенциала. Даже когда станки и производственные линии прослужат ещё десятки лет, но если не  будет вложений в инновации не менее 15%  – предприятие все равно будет обречено на гибель. Наконец, такую устаревшую продукцию запросто вытеснят с рынка конкуренты.     

     Однако, надо признать, к сожалению, для Украины средний показатель внедрения инноваций не превышает 5%. Это уже привело к гибели многих предприятий, и большинство отечественных заводов по этой причине находятся на грани гибели. Не по этим ли причинам, как мы сейчас узнали, в тяжелейшем состоянии находятся и наши предприятия военно-промышленного комплекса, давно уже требующие комплесной модернизации.     

     Более того, до сих пор в ВПК не созданы необходимые условия для привлечения высококлассных менеджеров и специалистов, которые бы смогли провести модернизацию этих производств и отладить современную, самодостаточную производственную систему, способную выпускать конечную высокотехнологичную продукцию. На наших заводах мы должны производить военную технику, задействуя все циклы - от разработки проекта до серийного выпуска и послепродажного обслуживания.     

     И что же делать? Прежде всего, уже сейчас готовить значимые и полезные для модернизации производств структурные изменения в государственный бюджет Украины на 2015 год. Исходя из того, что модернизация – это в первую очередь наука и инновационные отрасли национальной экономики. И, наконец-то, начать переходить к экономике знаний. В этом процессе внедряя не только сами знания, а и превращая их в современные технологии, инновационные производства и конечную конкурентную продукцию.     

     В принципе, примеров выхода из сложнейших политико-экономических ситуаций предостаточно было, к примеру, в прошлом веке. Это и Германия в 1933 г., и Советский Союз в 30-е годы и т.п.. И всегда основной вопрос заключался в готовности национальной элиты эффективно проводить реформы и модернизировать реальный сектор экономики. И этот вопрос сегодня для Украины, пожалуй, самый главный. Ведь сегодня у нас есть огромный ресурс, которого не было ни у Китая, ни у Индии – наиболее динамично в последние годы развивающихся стран. Этот ресурс – уникальные условия на старте реформ: 1) огромная креативность населения (почти 100% наших граждан желают или уже получили высшее образование); 2) высокий интеллектуальный потенциал трудоспособного населения; 3) уникальное геополитическое положение страны.

     Можно еще один аспект проследить. Например, посмотреть, как богатство страны и знания связаны с религией ее населения. И если оценивать по ВВП на душу населения, то мировой список МВФ выглядит так: 1. Люксембург - католицизм. 2. Катар - ислам. 3. Норвегия - лютеранство (протестантизм). 4. Швейцария - католицизм (50%) и протестантизм (48%). 5. Сан-Марино - католицизм. 6. Австралия - католицизм (25%) и англиканство (протестантизм 17%). 7. ОАЭ - ислам. 8. Дания - лютеранство (протестантизм). 9. Швеция - лютеранство (протестантизм). В этой связи экс-президент Л.Кучма как-то сказал: «Сегодня самые богатые страны в Европе - это протестантские страны, потому что там более глубоко овладевают знаниями, в то же время, я не знаю ни одной православной страны, которая процветает».       

     Конечно же, чтобы начать комплексную модернизацию украинской экономики и наших рынков – обязательно нужен мегапроект. Думаю, по отдельности антикризисные меры могут быть нужными и полезными. Но это, как бы, только для понижения температуры у тяжелобольного. А больной все равно не выздоровеет. Поэтому нужна мощная комплексная программа поддержки «точек» роста в реальном секторе экономики и стимулирование малого и среднего инновационного предпринимательства с созданием новых рабочих мест.

     Олександр ГОНЧАРОВ,

     Директор Інституту розвитку економіки України (www.ireu.org.ua)         

Просмотров: 566