С 1 января 2015 года, согласно Закону Украины от 31 июля 2014 года № 1621-VII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины", в  Украине вводится система электронного администрирования налога на добавленную стоимость (НДС). Ее введение предполагает полный переход на электронную отчетность и необходимость регистрации в ЕРНН всех налоговых накладных и расчетов корректировки (независимо от суммы).

В теории, вопрос электронного администрирования выглядит просто: поставщик не сможет зарегистрировать налоговую накладную, если у него не хватает денег на электронном НДС-счете, а его контрагент – покупатель не сможет воспользоваться налоговым кредитом.

Источником пополнения счета в системе электронного администрирования НДС  являются средства: - с собственного текущего счета плательщика, в суммах, необходимых для увеличения размера суммы НДС; - с собственного текущего счета плательщика, в суммах, недостаточных для оплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств по этому налогу; - с собственного текущего счета плательщика, суммы налога, полученного от покупателей при проведении операций по продаже товаров / услуг за наличные средства или при проведении бартерных (товарообменных операций); - с собственного текущего счета плательщика, суммы налога, начисленного плательщиком по результатам проведения операций, предусмотренных пунктом 198.5 НКУ (в случае использования товаров / услуг, необоротных активов в операциях, которые не являются объектом налогообложения НДС, льготных операциях и пр.). По мнению правительства, новая система позволит свести к минимуму злоупотребления при возмещении НДС, увеличить поступления в бюджет и снизить количество проверок. Представители бизнеса не разделяют таких оптимистичных взглядов и считают, что нововведения могут негативно сказаться на бизнесе.

Основные предпринимательские риски заключаются в следующем:

1) блокирование оборотных средств: система электронного администрирования сделает невозможной выдачу налоговых накладных без предварительной оплаты НДС или предварительной выписки налоговой накладной на покупку реального товара/услуги;

2) введение двойной системы учета: плательщик вынужден будет контролировать получение и выдачу налоговых накладных и самостоятельно регистрировать их в Едином реестре, что требует соответствующих навыков владения специализированным программным обеспечением;

3) исключение возможности осуществлять поставки на условиях товарного кредита

4) риски финансовых затрат для добросовестных плательщиков налога: предприятие, которое оплатило своему поставщику НДС рискует оказаться в ситуации, когда соответствующая сумма не будет засчитана при формировании налогового кредита, и предприятие будет вынуждено платить ее повторно;

5) отсутствие механизма зачета (использование, списания) остатков отрицательных значений НДС по состоянию на 01.01 2015 г. Представители бизнеса практически каждый день обращаются к правительству с открытыми письмами, в которых просят отменить вступление в силу норм нового Закона. 

Остается только надеяться, что правительство прислушается, и не станет спешить с внедрением новых систем до тех пор, пока в Украине не стабилизируется экономическая ситуация.

Просмотров: 1466