Только в течение первых двух недель июня в Киеве были проведены два значимых события, которые объединили интересы представителей бизнеса, власти и общественности, а именно – «Первый международный GR форум» и круглый стол на тему «Определение оптимальной модели урегулирования лоббирования в Украине, как следующий шаг к прозрачному сотрудничеству с органами государственной власти».

В обоих случаях речь шла о формировании правил представления интересов граждан и бизнеса в органах государственной власти, которые будут определены соответствующим законом.

Первое, на что хочется обратить внимание, так это то, что лучше, чтобы лоббизм был введен в рамки закона. Принятие соответствующего нормативно-правового акта решит сразу несколько вопросов: даст определение понятий, которые, как показывает практика, в обществе до сих пор не понимают или путают; сформирует понимание того, что ведение лоббистской деятельности никоим образом не сужает представление интересов общественности и решения общественно значимых вопросов на государственном уровне.

Во-вторых, принятие закона создаст понятные правила взаимоотношений между объектами и субъектами лоббистской деятельности. Проще говоря лоббисты будут работать открыто, с определением сферы и / или лиц, интересы которых они могут лоббировать, а представители власти, в той или иной мере, будут обязаны работать с лоббистами, понимать и учитывать их информацию при принятии решений.

Кроме вопроса о необходимости принятия самого закона, дискуссионным является также вопрос введения реестра лоббистов.

С одной стороны – это возможность заявить о лоббистах, назвав их имена, клиентов и показать средства, которые они получают за свою работу. То есть лоббисты, как представители публичных услуг, будут раскрывать свои доходы. С другой стороны – некоторые политики уже сегодня говорят о том, что официальное определение лоббиста путем регистрации создает ему почву для того, что с ним обязаны сотрудничать, так как он является представителем чьих-то интересов в органах власти. Но риски того, что зарегистрироваться смогут люди, которые не будут профессиональными лоббистами, а останутся на уровне сегодняшних «решал» наталкивает политиков на мысль, что надо отсрочить во времени введения реестра, примерно на год, и посмотреть, как лоббисты будут работать в пределах закона и кто останется на этом рынке. С одной стороны, если пойти таким путем, то законом будут выведены в тень лоббисты, которые не зарегистрируются и соответственно цель закона не будет достигнута, поскольку будут установлены правила работы лоббистов, но кто их придерживается, а кто нет – определить будет очень сложно, ведь точного понимания, кто является лоббистом не будет. Также сложно будет определить, кто и насколько влияет на принятие государственных решений.

Так, например, при работе с некоторыми законопроектами, мы пересекаемся  с лицами, которые прикрываясь званиями «общественных организаций и деятелей», на самом деле являются проводниками чьих-то корпоративных интересов. В принципе, нет ничего плохого, что кто-то выступает от имени бизнеса, но недопустимым является подмена, когда интересы отдельных бизнес-групп, маскируются под интересы общества.

Конечно, закон о лоббировании, этого не исключит, но минимизирует такие манипуляции.

Также, при разработке законопроекта можно обратить внимание на выработку критериев, согласно которым юридическое или физическое лицо может получить статус лоббиста. Хотя это сложный процесс, ведь по сути лоббистом может быть, как юрист, который хорошо знаком с законодательной процедурой, так и энергетик или агроном по образованию. Знакомы случаи, когда они показывали себя намного лучше, чем целая группа «гуманитариев».

Разработка и принятие закона о лоббировании также создаст основу для институционального формирования лоббизма в Украине. Правда стоит сразу заметить, что, работая над созданием соответствующей законодательной базы и системы лоббирования как таковой, не уместно просто дублировать опыт европейских стран и говорить о лоббистах, как специалистах с соответствующим образованием. В Украине должна быть создана работающая система представления лоббистов в органах власти и их сотрудничества с чиновниками.

Важнейшие задачи, которые ставят перед собой эксперты в ходе обсуждения и наработки законопроекта - это прекращение нелегитимного влияния на органы государственной власти с целью продвижения определенных коммерческих интересов и снятия ряда коррупционных рисков, которые имеют место в лоббистской работе сейчас. В части борьбы с коррупцией, законопроект о лоббировании должен усилить антикоррупционный пакет законов, принятый 14 октября 2014.

Просмотров: 509