С 1 января 2015 года сдатчики молока могут лишиться государственной поддержки в виде мясо-молочной дотации. Ее выплата не предусмотрена Налоговым Кодексом Украины. В то же время Кабмин против принятия законопроекта, который продлевает действие господдержки для селян. 

Во время обсуждения в комитете Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики законопроекта №4317 развернулась настоящая драма.

Документ, основным заданием которого является повышение стоимости мяса и молока для сдатчиков сырья, а также продление системы господдержки производителей молока в виде дотации, несмотря на позицию «за» большинства нардепов, упорно не находил понимания Кабмином. По результатам заседания комитета было принято решение отправить законопроект № 4317 на доработку.

Впрочем, уже сейчас он полностью готов к рассмотрению в зале, но так и не может попасть в повестку дня работы парламента.

Законопроектом №4317 предлагается вернуть действовавшую до 2011 года систему уплаты мясомолочной дотации. Когда 100% этих средств выплачивалось переработчиками напрямую населению – сдатчикам сырья. Сейчас селяне получают только 50% – вторая часть средств перечисляется в госбюджет. А с 1 января 2015 года поддержка производителям молока согласно Налоговому кодексу не предусмотрена в принципе.

Теоретически 50% средств от уплаты мясо-молочной дотации, которые сегодня получает Минагропрод, должны направляться на различные госпрограммы поддержки аграриев: закупку техники, стимулирование созданий фермерских хозяйств и прочие мероприятия по развитию АПК. На практике – деньги размываются в общем котле госрасходов. В чем причина резкого неприятия Кабмином продления системы господдержки, а также установления вполне прозрачной и действенной нормы о выплате мясо-молочной дотации?

Как оказалось, цена вопроса около 1 миллиарда (0,9 млрд.) гривен в год. Именно такой объем поступлений производители в 2014 году перечислят производителям молока в виде дотации. Еще 0,9 миллиарда гривен переработчики уплатят в госбюджет. Кроме того, как говорилось, с 2015 года такой механизм как дотация не предусмотрена Налоговым кодексом, соответственно, если действие дотации не продлить, все 100% средств переработчиков пойдут в госбюджет. А сдатчики молока полностью лишатся поддержки от государства. Такого не было с 1998 года.

За последние годы система дотирования менялась несколько раз, но ее действие никогда не прерывали. Начиная с 1998 года мясо-молочная дотация в виде 100% НДС перерабатывающих предприятий была единственным видом государственной поддержки для производителей молока, которую они получали ежемесячно.

Дотация формировалась за счет возврата НДС от реализации готовой молочной продукции, и в доходной части госбюджета не отображалась. Средства на выплату переработчики аккумулировали на специальном счете каждого предприятия. А их целевое использование постоянно контролировалось налоговыми органами. 

Такой порядок действовал вплоть до вступления в силу в 2011 году Налогового кодекса Украины.

Согласно Налоговому кодексу, был изменен механизм и уменьшен размер компенсации на 1 гривну сданного молока на промпереробку. Теперь молокоперерабатывающие предприятия начали выплачивать дотацию не селянам, а накапливать на счете, и после – перечислять средства в госбюджет. А уже из госбюджета дотация должна была выплачиваться непосредственно производителям мяса и молока - населению. Такая идея субсидирования селян из госбюджета фактически оказалась провальной. На протяжении ее действия в 2011 году людям вообще ничего не заплатили.  

В 2о12 году вновь были внесены изменения в Налоговый кодекс и введена «половинчатая» схема выплаты дотации. Она действует и до сегодняшнего дня. Часть средств дотации шла в госбюджет, часть – выплачивалась в цене сырья населению. Сначала это было 30% в бюджет, а 70% - производителям сырья. С 2013 года стало 40% на 60%, и в 2014 году система выплат приобрела форму 50% на 50%.

Что будет с выплатами дотаций в следующем 2015 году – пока не ясно. Правительство не предлагает никаких решений. В то же время, законопроектом № 4317 предлагается продлить действие дотации до 1 января 2018 года, по системе, которая уже показала свою эффективность.  А именно – накопления 100% НДС переработчиков на специальном счете с последующей выплатой населению – сдатчикам сырья. Законопроектом предусмотрено, что средства могут использоваться исключительно для выплат компенсаций сельхозпроизводителям.

Доводы противников законопроекта № 4317 – довольно абстрактные, в то время, как доводы сторонников данной законодательной инициативы – вполне понятны, и поддерживаются и селянами, и переработчиками. Позитивно о возможном принятии законопроекта 4317 отзываются и производители мяса и молока - фермеры. Прежде всего, потому, что выплата 100% дотаций напрямую производителям позволит увеличить стоимость мяса и молока в живом весе. А значит, население сможет зарабатывать больше, при этом стоимость сырья для переработчиков не изменится. Соответственно, не изменится стоимость конечной мясной и молочной продукции.

Национальная Ассоциация молокоперерабатывающих предприятий «Укрмолпром» уже обратилась к народным депутатам с просьбой принять данный законопроект.

Но, похоже, состояние мясо- и молокоперерабатывающей отраслей, как и заработки населения, Минагропрод абсолютно не беспокоят. Поскольку чиновники с упорством, достойным лучшего применения, продолжают «тормозить» принятие данной законодательной инициативы. В то время как профильному министерству следовало бы уже сегодня предпринимать реальные шаги по предупреждению кризиса молочной отрасли, который, если оставить все как есть, неминуем.

А предпосылок для кризиса – несколько.

Первая – Украина готовится ратифицировать Соглашение о Зоне свободной торговли в ЕС, но еще не начинала проводить подготовительную работу к этому шагу в аграрной отрасли. Например, решить проблему повышения качества молока. Только при условии высокого качества сырья возможен экспорт украинской молочной продукции в ЕС. Производство молока высокого качества, соответствующего стандартам Евросоюза, возможно только на фермах или молочных кооперативах. Сегодня такое молоко занимает не более 20% от производимого, все остальное поставляют частные домохозяйства. До настоящего времени Кабмин не смог не то, что внедрить – разработать эффективную программу создания в Украине молочных кооперативов, что могло бы стать решением проблемы. Но воз и ныне там.

Вторая причина возможного кризиса в молочной отрасли – это Россия. Мы находимся в состоянии не только торговой, но и реальной войны с Россией, и, соответственно, наша продукция туда не поставляется, и поставляться не будет. Уже сегодня объемы переработки внутри Украины уменьшаются, и в перспективе это угрожает сокращением производства молокопродуктов по всей стране и резким падением закупок молока для переработки. Следствием этого может стать массовый забой скота населением уже в ближайшие годы на фоне низкого спроса внутри страны ввиду падающей платежеспособности украинцев. А чтобы восстановить стадо, нужно гораздо больше времени: три, четыре, пять лет.

В таких условиях лишать производителей молока поддержки со стороны государства – это сознательно ухудшить материальное состояние тысяч людей, которые работают в сфере производства молока и поставить все еще сильную экспорториентированную молочную отрасль на грань исчезновения. Принятие законопроекта № 4317 может помочь реально стабилизировать работу мясо- и молокоперерабатывающей отрасли, оказать поддержку, которая сегодня так необходима, но в то же время – минимальна от государства. 

Просмотров: 1582