Гоголевское «к нам едет ревизор» становится особенно актуальным, когда у бизнеса грядут налоговые проверки. Их результаты могут быть абсолютно разные, но чаще всего налоговики выявляют различные нарушения и, как следствие, определяют налоговые обязательства и применяют штрафные санкции.

При этом давно известна проблема, что при проведении плановых проверок предприятия не всегда могут предоставить документы бухгалтерского учета и налоговой отчетности. И это отнюдь не связано с их недобросовестностью. Причиной тому могут быть, например, несвоевременное их получение от контрагента, нахождение у других контролирующих органов (например, в следствии выемки), юридических и /или консалтинговых компаний (в связи с необходимостью проверки), а также, что реже, в связи с необходимостью восстановления вследствие утраты.

При этом, налоговый орган, как правило, не переносит сроки проверки и приходит к выводу относительно наличия нарушения законодательства со стороны предприятия. Судебная перспектива спора, возникшего в следствии данной позиции ГФС, минимальна. От части, это обусловлено позицией, изложенной в информационном письме ВАСУ от 01.11.2011 №1936/11/13-11. Понимает ли это законодатель? На наш взгляд, да. Ведь не случайно положения Налогового кодекса Украины содержат требование об обязательном уведомлении субъектов предпринимательства о предстоящей проверке за десять дней. Между тем, за такой промежуток времени крупные налогоплательщики не смогут подготовиться к проверке и упорядочить внутреннюю документацию. Очевидно, необходим более дифференцированный подход в данном вопросе, соответствующий реалиям и стимулирующий налаживание партнерских отношений. Тем более, что на уровне закона информация о графике проведения проверок не является ограниченной в доступе, в том числе не отнесена к служебной.    

Если говорить о трансфертном ценообразовании, то здесь еще сложнее, ведь под контроль попадают внешнеэкономические операции, а это значит, что документы нужно собирать от контрагентов из других стран. Конечно, в идеале, документы должны быть на предприятии в момент осуществления соответствующей хозяйственной операции, но с развитием интернета и ускорением бизнеса, это не всегда так. Следует отметить, что, например, проверка по трансфертному ценообразованию может длиться до 18 месяцев, а срок для инвентаризации и подготовки к ней не превышает более 10 дней. 

Для решения существующей проблемы GR отдел ЮК Prove Group подготовил соответствующую законодательную инициативу о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины.

Законопроектом № 2212а от 01.07.2015 "О внесении изменений в Налоговый кодекс (относительно обнародования планов проверок субъектов предпринимательской деятельности)" предлагается обязать Государственную фискальную службу обнародовать план-график проверок на текущий год на официальном сайте и в официальном печатном издании. 

Обнародование плана-графика проверок на текущий год на официальном сайте ГФС и в официальном печатном издании, которое определяется Государственной фискальной службой, будет способствовать обеспечению доступа к информации и открытости в работе ГФС в части проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности.

Такой транспарентный подход позволит спланировать работу предпринимателей, подготовить необходимую для проверки документацию, и своевременно подавать отчетность.

Дополнительная прозрачность при проведении проверок упрочит позицию налогоплательщиков и позволит защититься от злоупотреблений фискальных органов, которые случаются на практике. 

Просмотров: 523