Противостояние «чернобыльцев» с Пенсионным фондом, активно обсуждаемое в последние дни в прессе, натолкнуло меня на мысль о том, что проблема с неисполненными решениями судов в Украине была и остается практически самой актуальной.

Так, ст. 124 Конституции Украины, устанавливает, что судебные решения принимаются судами именем Украины и являются обязательными к исполнению на всей территории Украины. Аналогичные положения содержат и положения Закона Украины «О судоустройстве Украины», и положения всех процессуальных кодексов Украины.

Противостояние «чернобыльцев» с Пенсионным фондом, активно обсуждаемое в последние дни в прессе, натолкнуло меня на мысль о том, что проблема с неисполненными решениями судов в Украине была и остается практически самой актуальной.

Так, ст. 124 Конституции Украины, устанавливает, что судебные решения принимаются судами именем Украины и являются обязательными к исполнению на всей территории Украины. Аналогичные положения содержат и положения Закона Украины «О судоустройстве Украины», и положения всех процессуальных кодексов Украины.

По мнению судей, по своей сути и правовым последствиям судебном решении имеет силу закона, хотя при этом не создает новых правовых норм, а только восстанавливает нарушенное право.

Быстрое рассмотрение судами дела и быстрое исполнение решения суда, является залогом эффективности правосудия. Данное утверждение содержится в Концепции усовершенствования судопроизводства для утверждения справедливого суда в Украине согласно европейским стандартам, утвержденной Указом Президента Украины № 361/2006 от 10 мая 2006 года. В частности, данная Концепция говорит о том, что разрешение спора в суде без неоправданного и необоснованного промедления является залогом эффективной защиты лицом своих прав. В то же время судебная защита, как и деятельность суда, не может считаться действенной, если судебные решения не выполняются или выполняются ненадлежащим образом и без контроля суда за их выполнением.

На практике, все выглядит несколько иначе.

Государство Украина, от имени которого принято решение, в лице государственных исполнителей, на которых, согласно Закона Украины «О государственной исполнительной службе» и Закона Украины «Об исполнительном производстве», возложена данная почетная миссия исполнения решений судов, не спешат с их исполнением. И дело зачастую даже не в том, что исполнитель не хочет, а коре в том, что он физически не может обработать такое количество исполнительных документов.

Порой, когда в процесс исполнения судебных решений вмешиваются органы исполнительной власти, как например Кабинет министров Украины в упомянутом деле «чернобыльцев», исполнительное производство по таким делам просто «умирает». Хотя права на неисполнение законных решений судов ни у одного органа государственной власти или частной структуры просто нет. И даже больше, в соответствии с Уголовным кодексом Украины (ст. 382), умышленное неисполнение приговора, решения, определения, постановления суда, вступившего в законную силу, или препятствование их выполнению влечет за собой ответственность в виде штрафа от пятисот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок до трех лет.

Опять же, посылание на то, что решения, которые не исполняются, приняты не сосем законно, тоже является не более чем популистским шагом, поскольку контроль за законностью и правомерностью принятия решения судом первой инстанции законом возложен на суды апелляционной и кассационной инстанций.

Я согласен с тем, что пенсия в 30 000 гривен – это нонсенс в нашей стране. Но ведь под одну гребенку неисполнения решений судов попали и те люди, у которых пенсия 3 000 гривен и те, у которых пенсия 23 000 гривен…

И снова вспоминается ситуация семилетней давности, когда так же массово свои пенсии пошли отсуживать военные пенсионеры. Помните, чем это все закончилось? Правильно – затихло и забылось, а суды просто перестали принимать подобные заявления к рассмотрению.

Но это, нюансы.

Основная проблема заключается в том, что в государстве нет действенного механизма исполнения судебных решений. Вот и получается, что одной рукой, именем Украины принимается решение, которое защищает права гражданина, а другой рукой, этим же государством данное решение не исполняется. Вот и ходят наши граждане судиться с государством Украина в Европейский суд по правам человека, а ведь можно было бы просто подумать перед тем как принимать законы, которые государство явно не в состоянии исполнить, а не устраивать потом охоту на ведьм в мантиях или на пенсионеров, подавших в суд… 

Просмотров: 1020