Практикующие юристы помнят, что до 2001 года приказы, тогда еще арбитражных судов, о взыскании денежных средств исполнялись непосредственно банковскими учреждениями.

Приказы же о взыскании за счет имущества должника, исполнялись государственными исполнителями. Таким образом, взыскатель сначала должен был «попробовать счастья» взыскать с должника денежные средства обратившись в банк, в котором был открыт счет должника, далее, в случае отсутствия на счету денежных средств, обращаться в суд с ходатайством о взыскании этих же денежных средств, но уже за счет имущества, и лишь после этого обращаться в органы Государственной исполнительной службы (ГИС).

В то же период времени, существовало такое явление, как «банковская картотека», т.е. наличие в банке должника ряда расчетных документов на безакцептное списание, и неисполненных, ввиду отсутствия у должника на счету денежных средств. То есть, банк, обслуживающий должника, принимал платежные требования, к которым были приложены судебные и иные решения непосредственно от взыскателей, и в случае поступления денежных средств на расчетный счет должника, самостоятельно распределял их между ними.

Нахождение должника «на картотеке» свидетельствовало, как правило, о его плачевном финансовом состоянии, и, убедившись в невозможности взыскания таким способом, взыскатели спешили изменить порядок и способ исполнения, надеясь получить удовлетворения своих требований за счет имущества должника посредством работы ГИС.

Указанный порядок причинял взыскателем много хлопот, так как суд был обязан указать конкретный счет, с которого следовало производить взыскание. Находясь «на картотеке» в одном банке, должники открывали новые счета в другом, посему, путем внесения изменений в АПК, данный порядок впоследствии был упразднен и приведен в привычный нам на сегодняшний день вид.

Однако не зря говорят, что все новое, это хорошо забытое старое.

Так Национальный банк Украины своим Постановлением №122 от 30.03.2012г. внес изменения в Инструкцию о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте.

Согласно этим изменениям, органом взыскания налогового долга, просроченной задолженности субъекта хозяйствования перед государством (АР Крым, территориальной общиной города) по кредиту (займу), привлеченному государством (АР Крым, территориальной общиной города) или под государственную (местную) гарантию, а также по кредиту из бюджета (включая плату за пользование такими кредитами (займами) и пеню) являются органы Государственной налоговой службы (ГНС).

Согласно этим изменениям, органы ГНС, имея соответствующее решение суда о взыскании налогового долга, просроченной задолженности субъекта хозяйствования перед государством (АР Крым, территориальной общиной города) по кредиту (займу), привлеченному государством (АР Крым, территориальной общиной города) или под государственную (местную) гарантию, а также по кредиту из бюджета (включая плату за пользование такими кредитами (займами) и пеню) самостоятельно оформляют инкассовое поручение о взыскании денежных средств со счета налогоплательщика и самостоятельно передают его в обслуживающий налогоплательщика банк.

На практике это означает, что органы ГНС не обращаясь в ГИС, не требуя открытия исполнительного производства, не ожидая шестимесячного срока, отведенного ГИС на исполнения имущественного судебного решения, будут самостоятельно взыскивать средства должников, находящиеся на счетах в банковских учреждениях.

А почему бы не наделить таким правом всех взыскателей?

Обратившись к законодательству об исполнительном производстве Российской Федерации, можно сделать вывод, что у взыскателя есть выбор: обращаться с исполнительным документом в банк, обслуживающий должника, или к судебному приставу-исполнителю.

Так в соответствии со статьей 8 Федерального Закона РФ «Об исполнительном производстве», исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются: реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства; фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика взыскателя-гражданина; наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.

Представитель взыскателя представляет  документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения о взыскателе и о себе.

Также, согласно статьи 69 того же Закона, взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении сведений:

1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;

2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;

3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

Налоговые органы, органы осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.

Порядок исполнения банками исполнительных документов о взыскании денежных средств регулируется Положением ЦБ РФ от 10 апреля 2006 г. N 285-П "О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями".

Неисполнение банком требований о взыскании денежных средств, влечет за собой административную ответственность.

Так в соответствии со статьей 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника -влечет наложение административного штрафа на банк или иную кредитную организацию в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей.

О практике исполнения судебных решений, непосредственно через банк должника, я решил поинтересоваться у своих российских коллег.

Алексей Шарон, советник юстиции 3 класса РФ, экс-начальник отдела организации исполнительного производства Управления ФССП России по Ивановской области, ныне старший партнер юридического агентства «Аудит, правовые консультации, финансы»:

Процедура обращения взыскания на денежные средства самим взыскателем, путем предъявления исполнительного документа в банк работает в России давно. Причем, законодательство последовательно все больше идет навстречу взыскателю – его освободили от необходимости изготавливать инкассовые поручения (теперь это обязанность банка) и указывать расчетные счета должника (это также обязанность банка - разыскать все счета должника в своем банке).

Предъявить исполнительный лист взыскателем в банк просто – необходимо только написать несложное заявление и приложить исполнительный документ.

Таким порядком охотно пользуются взыскатели в случае, если должник действующее юридическое лицо и ведет свою финансово-хозяйственную деятельность. Не секрет, что служба судебных приставов в России перегружена и нарушение процессуальных сроков скорей правило, чем исключение из правил.

Подавая исполнительный документ непосредственно в банк, минуя службу судебных приставов, у взыскателя есть возможность достаточно быстро взыскать долг с должника.

У этого способа есть и свои недостатки – счета у должника могут быть в разных банках, а исполнительный лист выдается только в единственном экземпляре. Получить несколько исполнительных листов по количеству расчетных счетов должника невозможно, этого не предусматривает процессуальное законодательство.

Судебный пристав-исполнитель направляет в банк свои постановления, не прикладывая исполнительный документ. В связи с этим, у судебного пристава-исполнителя есть неоспоримые преимущества перед взыскателем – он может направить свои постановления во все банки должника одновременно.

Поэтому конкретную тактику – подавать исполнительный лист непосредственно в банк или же предъявить исполнительный лист в службу судебных приставов, выбирает взыскатель.

Главный критерий, которым необходимо руководствоваться взыскателю – платежеспособность должника. В случае, если взыскатель запрашивал в налоговой службе счета должника (такое право у него есть, см. выше), то можно выбрать счета, открытые совсем недавно – велика вероятность, что именно этими счетами пользуется сейчас должник.

Взыскатель не обязан предъявлять доказательства банку, о том есть ли у должника счета в этом банке, это не является основанием для непринятия исполнительного документа.

Что касается должников физических лиц, то здесь ситуация намного сложнее. В России не существует единого банка данных счетов физических лиц в банках, поэтому здесь можно действовать только наугад. Поэтому, предъявлять исполнительный лист в банк имеет смысл, если имеется какая-то более-менее достоверная информация, о том, что у данного должника- физического лица имеется счет в этом банке.

В этом случае, возможности судебного пристава-исполнителя неоспоримы перед взыскателем. Судебный пристав-исполнитель может направить свои постановление во все банки одновременно, что существенно повышает вероятность взыскания с должника физического лица.

Проанализировав то, о чем рассказал российский коллега, можно сделать вывод о том, что данный порядок исполнения судебных решений через банковские учереждения имеет свои преимущества, тем более, что некоторые законодательные предпосылки к этому есть и в украинском законодательстве.

В части первой статьи 3 Закона Украины «Об исполнительном производстве», указано, что в случаях предусмотренных законом, решения судов и иных органов о взыскании средств исполняются налоговыми органами, банками и иными финансовыми учреждениями. Решения указанных органов могут исполняться в соответствии с законом, также иными органами, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами.

Как я указывал в начале статьи, органы ГНС, не желая связываться с неповоротливой и неспешной ГИС, получили право самостоятельно исполнять судебные решения через банковские учреждения.

И хотя вопрос этот достаточно дискуссионный, однако, на мой взгляд, наделив таким правом остальных взыскателей, это позволило бы и разгрузить ГИС, нагрузка на которую растет из года в год, и существенно экономило бы время взыскателей.

Андрей Авторгов, адвокат, к.ю.н., партнер ЮФ "Агентство по вопросам долгов и банкротства", член общественного совета при Государственной исполнительной службе Украины

http://jurliga.ligazakon.ua/blogs_article/218.htm

Просмотров: 2799