Любой бизнес нуждается в последовательности и системности. Выживать предприниматели могут в любых условиях – будь-то Белоруссия, Куба либо Великобритания. Главное – чтобы существовали четкие правила, по которым нужно жить, кому нужно заносить; чтобы эти правила менялись в меру редко и прогнозируемо. В общем, должна существовать четкая система координат, понятная для всех, границы, через которые нельзя переступать, и чтобы эта система была максимально законсервирована. Тогда бизнес живет по понятным правилам и просто подстраивается. Ужас 90-х годов состоял не в гиперинфляции, слабости государства, огромной коррупции или крышевании всего и вся. Самым опасным для развития бизнеса было постоянное изменение правил. Часто предвидеть, а тем более понять эти изменения было невозможно – бандиты убивали друг друга, появлялись милиционеры, потом снова бандиты, государство меняло законы чуть ли не ежедневно, и планировать свою деятельность хотя бы на полгода вперед было невозможно. Рост украинской экономики в 2000-х – это, в первую очередь, заслуга определенной консервации. На всех уровнях были созданы четкие правила, по которым жили элиты, предприниматели и простые люди. Конечно, правила были коррупционными, социальные лифты – крайне медленные и маленькие, однако в 2002 году вполне можно было планировать свой бизнес на 2004. Естественно, общество должно проходить определенные трансформационные периоды. И ничего плохого в том, что была разрушена «система Кучмы», нет. Плохо то, что уже шестой год стране не могут предложить новых понятных правил, по которым можно было бы развивать бизнес. В рекламном бизнесе об этом можно судить по одному очень примитивному факту – существует серьезный разброс суммы взятки на одно и то же действие чиновника. Более того, нет никаких гарантий, что действие будет произведено, и не придется идти к другому чиновнику. За эти годы создана масса новых правил, непонятных рынку и часто противоречащих друг другу. Так, известно, что главная задача в стране – наполнить бюджет. Ради этого идут на непопулярные реформы налоговой сферы, меняют пенсионный возраст, усиливают фискальный контроль– то есть предпринимают достаточно логичные меры. И одновременно постоянно пытаются уничтожить отрасль наружной рекламы (за последние четыре месяца появилось четыре законопроекта, которые запрещают рекламу вдоль дорог, по сути – всю рекламу), пытаются запретить рекламу пива, табака, лекарственных препаратов. Я говорю об этом лишь потому, что это сфера моей работы, но однозначно подобные популистские шаги делаются и в других сферах. Вместо того чтобы несколько лет создавать режим содействия рынкам (и соответственно, наполнять бюджет), депутаты предлагают решения, которые только ухудшат состояние экономики. Более того, большинство этих решений не принесет и социальной пользы, о которой кричат политики – ведь все они сделаны на тяп-ляп. Запрет рекламы вдоль дорог не уменьшит аварийности (как не уменьшена она на трассах, где рекламы нет), запрет рекламы пива не уменьшит алкоголизм у подростков. В Германии разрешена наружная реклама сигарет, и, тем не менее, курят там меньше, чем в Украине. Речь не о том, что надо лоббировать интересы рекламной или другой отрасли. Речь о том, что любые решения должны быть последовательными и понятными. Если государство занимается наполнением бюджета – то это надо делать во всех сферах. Если мы обеспокоены здоровьем нации – тогда надо предпринимать системные, понятные шаги. Бизнес остро нуждается в понимании правил, по которым будет жить страна. И чем дольше будут формироваться правила, тем сложнее будет Украине конкурировать в мире.
Просмотров: 784