Ежегодно из-за судебной волокиты и затягивания разрешения хозяйственных споров в судах украинский бизнес теряет миллиарды гривен недополученной прибыли, а государственный бюджет недополучает налоги. Однако выход есть.

В последние годы в украинский бизнес прочно вошла европейская практика решать все споры в суде. Только в 2014 году на рассмотрение местных хозяйственных судов поступило 226,7 тысяч обращений от предприятий на общую сумму около 45 миллиардов гривен. Причем о достаточно высоком качестве работы судов свидетельствует тот факт, что 84,6% судебных решений хозяйственных судов вступили в законную силу и на них не были поданы апелляции.

Однако, несмотря на такую достаточно обнадеживающую статистику, сроки рассмотрения дел по-прежнему остаются самым слабым хозяйственных судов.

Затягивание рассмотрения хозяйственных дел может быть осуществлено с помощью различных законных приемов на срок до 2-3 лет, а с учетом апелляций и более. Такие задержки усложняют ведение бизнеса: затрудняется использование спорного имущества или денежных средств. В результате это приводит к прямым финансовым потерям предприятий, и как следствие - недополучению бюджетом налоговых отчислений.

Так, по самым приблизительным подсчетам, ежегодно из-за затягивания судебных разбирательств замораживается около 17 миллиардов гривен. 

В результате, если оценивать потери бизнеса от затягивания судебных процессов в размере учетной ставки НБУ, то только в 2014 году бизнес недополучил прибыли в размере не менее 2 миллиардов гривен. Как следствие, государственный бюджет недополучил налогов на сумму около 600 миллионов гривен.

Второй проблемой украинского бизнеса являются споры относительно налоговых и таможенных платежей. 

Сейчас общее количество налоговых споров составляет более 32 тыс. на суму 91 млрд. грн. В пользу плательщиков решаются 20,5% дел на сумму порядка 42 млрд. грн., есть то 46% от всей сумы споров.

В украинской практике окончательное решение суда по налоговым спорам выносится через 12-18 месяцев после начала процесса. Из-за этого, как правило, 30% от общей суммы спорных налогов (около 27 млрд. грн.), в течении года зависает, и в бюджет не платится. 

Основной причиной такой ситуации является неэффективность работы с жалобами плательщиков. В частности проблема в том, что решение по жалобе выносит та же фискальная структура, которая выносила оспариваемое решение. Кроме того, работники фискальных органов часто не имеют достаточной квалификации и не несут ответственности за неправомерные решения. Ну, и в конце концов, фискальные органы не заинтересованы в отмене своих же решений, так как это ухудшает отчетные показатели. 

В конечном итоге, фискальной службой по результатам административного обжалования в пользу плательщиков принимается 6-7% решений, в то время как в суде этот показатель несколько раз выше. Соответственно, большинство неудовлетворенных плательщиков после отказа фискальных органов обращаются в суд. Для сравнения, в таких странах, как Германия и Великобритания большинство конфликтов разрешаются на начальном этапе и до суда доходит только 10% налоговых споров. 

Таким образом, Украине нужна эффективная система досудебного разрешения налоговых споров. Например, это может быть создание специальной структуры для рассмотрения жалоб, не связанной с областными управлениями фискальной службы, укомплектованной высококвалифицированными работниками, эффективность работы которых будет оцениваться совпадением результатов их решения и аргументации с судебными решениями.

Именно таким путем пошли в Европе. И Украине, если наша страна хочет интегрироваться в европейское бизнес-сообщество, придется рано или поздно внедрять этот опыт в отечественных реалиях.

Просмотров: 1887