Лично мне кажется, что наши власти не отдают себе отчет в том, что Украина может стать как минимум региональным, а, возможно, через 15 – 20 лет и одним из мировых лидеров биржевой торговли аграрной продукцией.

     Необходимо срочно менять отношение властей, кредитных учреждений и экспортеров к аграрнопромышленному комплексу Украины.  Потому,  что аграрный сектор украинской экономики и финансовый рынок живут по законам логики, и долго не смогут терпеть грубые ошибки и просчеты наших финансово-экономических властей. Плюс особое беспокойство вызывает неопределенность, когда можно будет возобновить консультации представителей аграрного и финансового бизнеса, законодательной и исполнительной власти, а, самое главное, - никто не знает, когда же зайдут в профильные Комитеты ВРУ проекты Законов Украины «Про товарний біржовий ринок» и «Про похідні фінансові інструменти (деривативи)».     

     При этом все мы понимаем, что фактор времени работает против нас. Судите сами, например, сегодня в Украине сделки с сельхозпродукцией на биржевом рынке составляют всего лишь немногим более 1%, тогда как в США – более 90%. У нас экспортеры - трейдеры украинского зерна зарабатывают от этих сделок до 19%, а в США – 1,2% - 1,3%. Только с принятием этих законопроектов мы смогли бы помочь сельхозпроизводителям (фермерам) не отдавать как минимум 10% от ими же заработанного, уменьшив комиссию посредников за счет прозрачного и справедливого формирования цены на биржевом аграрном рынке.     

     Однако с начала нулевых годов и до сих пор ни народные депутаты нескольких созывов, ни предыдущие правительства никак не хотели принимать эти два важнейших законопроекта, что, безусловно, позитивно бы отразилось на развитии украинского аграрного рынка. Почему они не формировали прозрачный и открытый биржевой рынок? Да потому, что это было не в интересах крупных зернотрейдеров.     

     И вот сегодня, не имея законодательной базы и соответствующей ей биржевой  инфраструктуры, давайте попытаемся сделать прогноз по ценам, особенно на продовольствие в текущем 2015 году. Учитывая, что уже долгое время огромная часть сельхозпредприятий «сидят на мели». Потому что у них нет доступа к длинным инвестиционным ресурсам, а короткие и очень дорогие кредитные деньги не позволяют им реализовывать инвестиционные программы.

     Другими словами, если вместо того, чтобы организовывать эффективное кредитование и привлекать инвестиции, государство занимается на деле только стерилизацией денежной массы, то происходит тоже самое, что и на коровьей ферме, где стерилизуют бычков, которые потом не способны давать потомство. А вот если бы бычков хорошо кормили и создавали им хорошие условия, глядишь, качество и количество стада быстро бы поднялось. Так что для этого нужно делать?     

     В самом деле, что нужно делать нашим финансово-экономическим властям? И что надо делать нашим аграриям, чтобы получить «длинные» деньги? Итак, самое главное - нельзя подходить к агробизнесу с точки зрения «дойной коровы». Лично мне кажется, что наши власти не отдают себе отчет в том, что Украина может стать как минимум региональным, а, возможно, через 15 – 20 лет и одним из мировых лидеров биржевой торговли аграрной продукцией. Другой задачей, которую должна поставить перед собой Украинская аграрная биржа - это разработка и внедрение широкого спектра финансовых инструментов, позволяющих управлять ценовыми рисками долгового и аграрного  рынков. А также выполнение представительских функций с целью создания региональным клиентам равных условий для работы на биржевых рынках, обеспечения практического взаимодействия с региональными сельхозпредприятиями и инвесторами.     

     Потенциально мы имеем такие возможности. Но почему-то чиновники и законодатели пока не пытались думать в таких категориях и терминах. Вот и сейчас, именно из-за отсутствия вышеназванных законов трудно спрогнозировать: что будет в текущем 2015 году с ценой, например, на продовольственную пшеницу? Наконец, как найти оптимальную структуру украинского аграрного рынка? И до сих пор непонятно: какие еще решения по аграрному рынку до конца 2015 года примет Кабмин А.Яценюка, и неизвестно – к каким последствиям они приведут?

     Александр ГОНЧАРОВ,

     Директор Института развития экономики Украины    

Просмотров: 449