В апреле я побывал в тренинговом центре «Профит», где посетил мастер-класс «Пробуждаем в себе креативность».
По окончанию мероприятия я проанализировал материал, полученный в ходе мастер-класса, с психологической точки зрения, и нашёл параллели между способом выражения творческой мысли на бумаге и социальной моделью команды, после чего пришёл к интересному выводу.

Основу мастер класса составляло рисование картинок в три этапа. Для этого произвольно были сформированы пять команд, каждая из которых состояла из шести участников, ранее не знакомых между собой. Первым этапом рисования был индивидуальный (каждый участник рисовал свою картинку на небольшом отдельном листе бумаги), вторым – индивидуально-совместный (на небольшом общем листке участники рисовали свои сюжеты без сплетения в единую концепцию), а третий – совместный (главным условием была целостность идеи рисунка, выполненного на большом общем листе). После каждого этапа участники проводили презентацию проделанной работы с описанием и объяснением сути изображения.

Моё внимание привлёк именно третий этап творчества: все пять команд выполнили совершенно разные рисунки, однако в трёх из них прослеживался схожий порядок рисования. А именно, во время всего творческого процесса три команды действовали согласованно, их участники с самого начала наносили идентичные изображения по всей периферии картинки. Рисунок получился монолитным и равномерно расположенным по всему листу.
Ещё одна команда (в которую входил я) начала работу с общей фигуры в центре листа, затем каждый участник выбрал свою сторону фигуры, украсил её по собственному усмотрению, а после - рядом со своей стороной изобразил свою картинку, синхронизировав её с общей фигурой. Таким образом, в нашей команде после «закладки общего фундамента» каждый взялся за свой участок.
Пятая команда оставила лист практически пустым.
Итак, последний рисунок мы пропустим, поскольку он является результатом минималистического подхода к креативности. Остальные же рисунки, на мой взгляд, отражают существующие в коллективе модели взаимодействия. Дело в том, что мы обладаем интуитивной способностью «вливаться» в общество: точно так же, как в течении нескольких секунд человек способен оценить потенциального партнёра, он может определить и атмосферу в обществе – на подсознательном уровне это происходит довольно быстро. Каждый индивидуум имеет свои ярко выраженные характеристики, которые находят своё применение в коллективе (естественно, если не отторгаемся сразу) по принципу пазлов, при этом индивидуальные интересы как бы поддаются, уступают, доминирующим интересам общества.
Таким образом, первые три рисунка свидетельствуют о «социалистической» модели создавшего их коллектива, где главенствует принцип «все занимаются всем», где каждый – «универсальный солдат», который может приспособиться под любую задачу, причём более склонен выполнять её частично, разделяя обязанности и ответственность с одним или несколькими коллегами.
Четвёртый рисунок – типичная работа «либеральной» команды, которая чётко разграничивает индивидуальное и общее. Её участники признают негласный «центр взаимодействия интересов», к которому примыкают участки индивидуальной работы. В таком коллективе каждый человек стремится «взять на себя» участок, на котором он будет трудиться исключительно в одиночку, и нести за него полную ответственность.

Все мы знакомы с психологическим тестированием при помощи рисунка. Этот метод ознакомления с человеком часто используется hr-специалистами с целью выявления его личностных особенностей и профессиональных качеств. Не менее полезным было бы неиспользуемое на данный момент тестирование коллективным рисунком. Полученный результат можно использовать как для улучшения климата в коллективе и разработки мотивационных программ, так и для определения кандидата на управляющую должность в данной команде, поскольку неверно выбранный руководитель может снизить эффективность работы сформировавшегося коллектива, или же полностью разрушить его.
Например, для «либерального» коллектива более подходит менеджер-коммуникатор, в то время как для «социалистического» - менеджер-координатор.
И, наконец, стоит заметить, что проводить подобное тестирование лучше косвенно (как вариант - во время профессиональных тренингов), не привлекая внимание людей к тому, что они будут выступать «подопытными кроликами» только так можно достигнуть максимальной объективности исследования.

Выполнение третьего этапа рисования нашей командой:







Презентации рисунков других команд:







Просмотров: 1874