Инвестирование в искусство - это надежные проекты. И к пониманию этого все больше людей приходят. Инвестирование в искусство - это надежные проекты. И к пониманию этого все больше людей приходят. Потому что это, как показывает практика, самая стабильная стратегия и об этом интересно написано в популярной книге "Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства" (издательство "Альпина Бизнес Бук"). Сам факт выхода этой книги свидетельствует о том, что вкладывать деньги в искусство стало выгодным  делом. «В конце концов, искусство - это не просто вложение средств, - считает Майкл Мендельсон, основатель и президент Briddge Art Strategies - ведущей консалтинговой компании США по управлению вложениями в предметы искусства, - это - настоящая любовь. Настоящий коллекционер знает, что коллекционирование сродни религии; это стиль жизни, который придает смысл существованию человека. Отчасти это идея, отчасти - процесс, и еще это вера; сочетание интеллектуальных и эмоциональных мотивов, которые действуют то по отдельности, то одновременно». Особенно в периоды экономических и политических кризисов инвестирование в произведения искусства может лечь в основание стратегии диверсификации активов. Так,  Гастингс Фальк, занимающийся предоставлением консалтинговых услуг коллекционерам и коммерческим компаниям уже более 30-ти лет, отмечает, что в последнее время внимание финансовых менеджеров привлекает тот факт, что специалисты по эконометрике научились разбираться в громадных массивах данных о сделках в области арт-рынка и извлекать из них полезную информацию. Эксперт подчеркивает, что в последнее время сведения о ценах на произведения искусства стали гораздо более доступными как в печатной, так и в электронной формах. И что впервые в истории арт-рынок становится по-настоящему прозрачным. Рекордно высокие цены на предметы искусства, считает он, редко являются случайными. Конъюнктуре цен на арт-рынке способствует то обстоятельство, что в нем все более усиливаются тенденции, свойственные рынку товаров широкого спроса, что, в свою очередь, способствует стабильности рынка и его безопасности. Видимо, именно это и есть причина того, что резкие колебания цен на арт-рынке стали достаточно редкими. Надо признать, что кризисное состояние современной мировой экономики и появление огромной массы денег привело к тому, что искусство выдвинулось в ряд наиболее эффективных объектов инвестирования. Современная история знает «правильные» имена и течения, в которые вложены столько денег, что цены на них просто не могут упасть ниже определенного уровня даже в периоды финансово-экономических кризисов. Этого не допустят влиятельные на рынке силы. Например, цены на тех же импрессионистов во время кризиса 90-х годов упали. Но упали с одних миллионов до других. А теперь вновь выросли, что не удивительно, ведь на их поддержку работают как отдельные люди, так и профессиональные сообщества и организации -  в первую очередь инвестиционные фонды, галерейные, дилерские, коллекционерские и другие сообщества. Более того, мировой арт-рынок заинтересован в создании новых капиталоемких брендов, которые смогли бы пополнить «золотой запас» искусства.  Например, немецкий "Дойче Банк" занимает лидирующие позиции на международном рынке инвестиций в искусство. Этому  финансовому учреждению принадлежит крупнейшая в мире корпоративная коллекция произведений, в составе которой 53 000 предметов. Действительно, одними из первых интерес к современному искусству с точки зрения инвестиций проявили корпорации и банки ( Deutsche Bank, UBS), имеющие свободные денежные средства и создавшие масштабные коллекции авторов ХХ века. И они, естественно, заинтересованы в том, чтобы цены на работы из их коллекций продолжали расти. Для чего у подобных структур немало возможностей. В Европе предметы старины накапливались долгие годы, передавались по наследству и сейчас такие коллекции составляют немалую часть личного состояния. Со временем эти тенденции, несомненно, будут проявляться и в нашей стране. Инвестиции в искусство уже являются не только престижным активом инвестпортфеля, но и серьезной составляющей имиджа инвестора.  Это  подтверждение его сильных финансовых возможностей, его образованности и широты взглядов, прекрасная возможность для целевого позиционирования. Олександр ГОНЧАРОВ, Директор Інституту розвитку економіки України (www.ireu.org.ua)
Просмотров: 673