В течение первой рабочей недели нового года произошло два события, которые так или иначе окажут влияние на топливный рынок страны. Во-первых, был наконец-то опубликован закон об индексации на величину инфляции (8,79%) ставок акциза на нефтепродукты, подписанный Президентом 10 января, несмотря на многочисленные нарушения во время его подготовки и принятия Верховной Радой. Во-вторых, отечественным СМИ стало известно о решении Минэкономразвития продлить действие «старых» ДСТУ 4063:2001 и ДСТУ 3868-99 на бензин и дизельное топливо еще на полгода (до 1 июля). И хотя ничего неожиданного, собственно, не произошло, как в том анекдоте о серебряных ложечках, неприятный осадок остался.

В постоянно ругаемом нынче Советском Союзе стандарты обновлялись раз в пятилетку. Так что лет тридцать назад ДСТУ 4839:2007 и ДСТУ 4840:2007 уже бы перешли в категорию требующих пересмотра. У нас же они продолжают действовать параллельно с усиленно сопротивляющимися отмене ДСТУ 4063:2001 и ДСТУ 3868-99. Хотя, что значит «действовать», если проверить их соблюдение практически невозможно? И не только потому что Госпотребинспекция из-за хронического недофинансирования не в состоянии обеспечить положенный контроль качества. Лабораторий, способных установить, соответствуют ли ввозимые в нашу страну и выпускаемые на отечественных заводах нефтепродукты всем требованиям новых стандартов, в Украине не больше десятка (по дизелю – только три; без учета трех заводских). Остальные 60 (всего 60!) даже за большие деньги не установят содержание серы с точностью 1...2 мг/кг, а также долю кислородосодержащих компонентов, ароматических углеводородов и олефинов в бензине, окислительную стабильность, смазывающие свойства и содержание ароматики в евродизеле. Именно это позволяет отдельным производителям намешать бочку-другую премиального топлива и утверждать, что они «полностью перешли на производство топлива Евро-4», а некоторым импортерам – доказывать, что они ввозят бензин только Евро-5. Ведь все равно никто не проверит.
Видимо, в правительстве считают, что очередное продление срока действия ДСТУ 4063:2001 и ДСТУ 3868-99 «откроет путь для возобновления работы» заводов, «выпускающих нефтепродукты в соответствии со стандартом Евро-2, который планировалось отменить с 1 января». Спору нет: указанные предприятия действительно не спешат проводить модернизацию, в том числе надеясь на новые отсрочки. Но западноукраинские НПЗ, к примеру, не способны выпускать топливо и по старым нормативным документам! Причем тут введение новых? Неужели в Кабмине всерьез надеются, что до 1 июля 2012 г. в Шебелинку, Херсон, Дрогобыч и Надворную будут вложены сотни миллионов долларов? Ведь никакие реально осуществимые планы модернизации указанных предприятий (тем более, с установлением персональной ответственности за их невыполнение) отраслевым экспертам до сих пор не известны.
Не из-за обещания ввести евростандарты и не из-за «засилья импорта» прекратили работу Дрогобычский и Надворненский НПЗ, сократили производство Кременчуг и Лисичанск. И не с «патриотизмом у нашей власти проблемы» (в чем ее почему-то обвиняет частное российско-британское предприятие). И не в том, «что отечественного производителя она поддерживает не на деле, а на словах». Основная проблема власти – в полном отсутствии заботы об украинском потребителе. Именно этим можно объяснить ее упорное нежелание:
– восстанавливать полностью разрушенную систему государственную систему контроля качества нефтепродуктов (хотя на это требуется выделить всего 0,3% от суммы ежегодно собираемых акцизов на бензин, дизельное топливо и сжиженный газ);
– жестко контролировать выполнение инвестиционных обязательств, программ и планов модернизации НПЗ и ГПЗ, владельцы которых успешно трясут морковкой перед отечественными автолюбителями уже второе десятилетие;
– гармонизировать нормативные требования к топливу и транспортным средствам, выхлоп 4 млн которых не соответствует не только нормам Евро-5, но Евро-3;
– строго наказывать виновных в антиконкурентных действиях, производстве и реализации контрабанды, спиртовых и коксохимических суррогатов; 
– не выравнивать акцизы на дизельное топливо (как предлагают «эксперты» Мининфраструктуры), а дифференцировать их для бензина (устанавливая не «среднефонарные», а расчетные ставки, как это было, например, при первом введении таковых на дизельное топливо четыре года назад);
– формировать прозрачные и одинаковые для всех участников рынка «правила игры» на нем.
Но последнее не означает, что Украине необходимо ограничивать ввоз нефтепродуктов, вводя запретительные пошлины на импорт, его лицензирование или квотирование. Довольно странно слушать из уст вице-президента по продажам, трейдингу и логистике ООО «ТНК-BP Коммерс» Елены Алексеевой утверждение, что «отсутствие любых защитных мер ярко свидетельствует о полном безразличии Минэкономразвития к нефтеперерабатывающей страны». Скорее, наоборот, поскольку в материалах ООН «Интеграция стран с переходной экономикой в мировое хозяйство» прямо сказано: «В правительствах стран с переходной экономикой зачастую считают, что сравнительно недавно возникшие отрасли-младенцы» нуждаются в постоянной защите. Для этого ввоз продукции иностранного производства запрещается или ограничивается, а конкурирующие товары с помощью импортных тарифов делаются более дорогими и менее конкурентоспособными. Однако такая политика неминуемо ведет к застою в развитии, поскольку огражденные от иностранной конкуренции производители станут выпускать все более дорогую и низкокачественную продукцию. «Отрасли-младенцы» так и не сумеют преодолеть свою беспомощность и зависимость от защиты со стороны государства, а протекционизм из временного превратится в постоянный». Не правда ли, как с Украины писано!
Интересно, как бы российское Министерство экономического развития и торговли отреагировало на выпад, скажем, корпорации Roshen (имеющей, кстати, завод в Липецке), если бы та потребовала защитить российский рынок от «засилья» европейского шоколада? Думается, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко тут же нашел бы в продукции киевлян пальмовое масло и поддельные какао-бобы. Наверное, нужно все-таки уважать законные решения органов власти страны, в которой работаешь, даже если они и вызывают недовольство.
Закон об индексации акцизов на величину инфляции – тоже не подарок. И подготовлен кое-как, и принят с нарушением регламента, и опубликован через две недели, после того как должен был вступить в силу. Но на нем есть подпись Президента, поэтому всем участникам рынка его придется исполнять. Правда, его принятие вовсе не означает автоматического «подорожания импортного бензина на 20 коп., а дизеля – на 60», как почему-то утверждают журналисты «Дела». «Прогнозы экспертов», на которые ссылаются труженики пера, относятся к другому законопроекту – предложению Мининфраструктуры упразднить дифференцированные акцизы на дизельное топливо, подравняв их на уровне 90 евро/т. Однако эта особо ценная инициатива в Верховную Раду еще не поступала. Что до закона об индексации, то он вряд ли способен серьезно повлиять на ценовые тренды. Максимум, чего следует ожидать, это 5…7 коп. прироста, да и то не во всех розничных сетях.

Премьер разговаривает с рабочими:
– В прошлом году наши экономические показатели заметно улучшились, зарплата возросла, цены снизились.
Рабочий:
– А в новом году снова будем лапшу на уши развешивать или все-таки поработаем?
Премьер:
– Думаю, каждый будет заниматься своим делом.

Просмотров: 804