Сейчас наша сильно ослабевшая национальная валюта «легла». Когда же теперь встанет и куда пойдет? Причем, долго одними патриотическими лозунгами защищать гривну не получится, да это в настоящее время и не продуктивно. Даже притом, что сегодня украинский экспорт базируется не на дешевой гривне, а на дешевой рабочей силе. Сейчас мы стоим на пороге очень больших изменений. Потому что прежняя коррупционная модель, которая приводила к экономическому росту, всё-таки была во многом искусственной и даже иждивенческой. Но она работала, правда, преимущественно в пользу очень узкого круга людей. Сейчас она вроде бы не работает. Плюс, из-за событий на востоке страны на экспорт рассчитывать не приходится. Если Президент и правительство не остановят военное противостояние на востоке страны, там целенаправленно будет разрушена производящая экономика. Более того, постоянно там закрываются предприятия малого и среднего бизнеса, люди остаются без работы и без возможности зарабатывать. И одновременно ослабляется гривна. В результате правительство вынуждено поддерживать жизнедеятельность страны и граждан за счет импорта. Но для импорта нужны деньги. Что делать? Снова правительству брать очередные кредиты? Однако, выданные кредиты – это всегда чьи-то долги. Несмотря на это, в последние годы правительства страны всё больше и больше привлекают кредитные деньги, грубо говоря, проедая будущее наших детей и внуков. Правда, если объем госдолга начинает превышать критическую черту - 60% по отношению к ВВП государства, - то это уже очень опасно. Тем не менее, Италия, Япония, Великобритания и даже США давно уже перешли за эту критическую черту. Украина пока этого не сделала, но и никак не может уменьшить свою зависимость от мирового финансового рынка. Более того, никто в стране не знает, когда же мы сможем перейти к умеренному заимствованию, т.е. приблизительно по 2% - 3% к ВВП Украины в год. И далее перейти к значительно большей зависимости от доходов и налогов, которые украинская экономика начнет давать с нарастающим итогом. А может быть нам не «заморачиваться» проблемой долгов по совету отдельных экспертов?  Ведь эта проблема глобальная. Пройдет еще 5-7 лет и эти долги во всех странах Европы и Америки значительно превысят 100% их ВВП. Дальше эти суверенные долги может обесценить высокая инфляция. В истории это происходило многократно, когда рост цен съедал реальную стоимость долгов. Но пока это только перспективы, а позади огромное количество ошибок и просчетов наших предыдущих финансовых властей. Пора бы нам начать учиться на собственных  ошибках. Для примера назвал бы две масштабные ошибки экономического блока Азарова – Арбузова. Первая ошибка – они допустили слишком большое укрепление гривны. Вторая – была высокая инфляция. Сейчас наша сильно ослабевшая национальная валюта «легла». Когда же теперь встанет и куда пойдет? Причем, долго одними патриотическими лозунгами защищать гривну не получится, да это в настоящее время и не продуктивно. Даже притом, что сегодня украинский экспорт базируется не на дешевой гривне, а на дешевой рабочей силе. От того, что наша национальная валюта по отношению к доллару США будет стоить не 11грн., а все 14 грн. – Украина не начнет меньше импортировать, и не начнет больше экспортировать. Более того, по экспертным оценкам в производительности труда мы в 10 раз отстаем от США. Зато по уровню зарплат руководителей предприятий и банков догоняем западных коллег, тор-менеджеры наши, как и футболисты, так точно не пасут задних. Поэтому мы становимся всё менее эффективными. Производить у нас становится уже не выгодно, и наше место на мировом рынке займут другие страны.  Плюс к этому уже в ближайшее время потребуется рекапитализировать от 40 до 50 коммерческих банков. Но где для этого брать деньги и заинтересованных лиц? Самостоятельно НБУ с этой задачей не справится. Но даже если решится, в этом случае за дополнительной эмиссией последует инфляция. И сразу же захотелось спуститься с небес на нашу грешную землю, а именно напомнить нашим властям о валютных заемщиках банков. Плюс к этому, заметить: «Не случится ли так, что вскоре в нашей банковской системе наступит такой маленький кассовый разрыв». Поскольку последние повышения налогов и тарифов очень больно ударят по малому и среднему бизнесу. В связи с чем начнется волна дефолтов, т.к. бизнес не сможет обслуживать дорогие кредиты. Да и платежеспособность населения не увеличивается, наоборот, уже просто падает. В свою очередь предприниматели все повышения налогов и тарифов стремятся также переложить на рядового потребителя. Что делать? Как добиться баланса интересов коммерческих банков и бизнеса, населения и государства? Думаю, что дальше просто нельзя нам жить без долгосрочной программы развития экономики страны, без знания банкирами, предпринимателями и населением четко обозначенных и выстроенных приоритетных направлений развития рынков. И наконец-то, надо перестать трогать малый бизнес, дать ему встать на ноги. Когда они уже хоть что-то заработают, тогда уже можно включать механизм налогов. А последние повышения тарифов повторюсь, конечно, очень больно ударят по малому бизнесу. И не будут они показывать все свои денежные потоки, будут снова уходить в так называемый «серый сектор».  Не пора ли и здесь исправлять серьезные ошибки? Например, ввести специальные стимулирующие налоговые режимы для малого бизнеса. Думаю, нужно срочно четко и ясно сформулировать нашу новую доктрину налоговой системы и довести ее до каждого инвестора, до каждого представителя малого и среднего бизнеса. Олександр ГОНЧАРОВ, Директор Інституту розвитку економіки України (www.ireu.org.ua)
Просмотров: 446