Я достаточно долго проработал на рынке тренингов и консалтинга и тема обучения близка мне, этими 2-мя  статьями я отдаю дань этому интересному жизненному опыту. Будет полезно всем, кто сталкивается в жизни или работе с обучением, обучается сам или обучает других.Бытует мнение, что все тренеры (бизнес-тренеры, личностного роста) являются еще и психологами. То есть специалистами, которые обучают людей и знают больше чем простые смертные о том, как лучше усваивается информация; какие нужно использовать подходы в обучении;  многое знают о структуре человеческой психики и понимают, что нужно делать, чтобы обучение было максимально эффективным.

Почему же тогда, вместо использования открытий в области психологии и нейробиологии, понимание которых необходимо  и может существенно повысить эффективность обучения, они продолжают применять средневековые подходы к обучению?Это не праздный вопрос. Ведь деньги за обучение они берут очень существенные. А вот стоит ли их обучение этих денег?Давайте разберемся. Сейчас наиболее распространенный тип оценки эффективности тренинга, это измерение удовлетворенности мероприятием участников.

То есть, сразу после тренинга участники дают свою субъективную оценку, фактически у них узнают, какой эмоциональный импульс они получили: положительный или отрицательный. И так – повсеместно. В лучшем случае только 5% заказчиков обучения оценивают что-то большее. В общем, сплошной каменный век и мракобесие. И сейчас вы поймете почему.Для того чтобы подробней проанализировать всю ситуацию на рынке тренингов, коучинга и консалтинга, давайте воспользуемся аналитическими выводами эксперта рынка тренингов — Валерия Пожидаева.Рекомендую к прочтению его статью «За что платят заказники обучения, или самая большая причина низкой эффективности проводимых тренингов». В ней поднимается вопрос выработки навыка и его последующего применения после стандартного 2-х дневного тренинга.Если вкратце, Валерий опровергает сложившееся мнение о том, что помимо новых знаний, осмыслений и некоторой мотивации к применению, участники получают еще и навык. И все это за два дня стандартного тренинга, за одно воспроизведение упражнения. Как вы понимаете, стойкий навык так быстро не вырабатывается.Почему физически невозможно выработать навык за одно, два, три повторения упражнения?Все слышали о том, что нужно сделать минимум 21 повторение,а желательно 21 день тренировок (именно столько времени нужно для формирования устойчивых нейронных связей-формирование навыка).

А почему именно столько?Рассмотрим причины на уровне структуры психики человека. Нервная система и мозг человека состоят из нейронов (нервных клеток), соединенных между собой нервными волокнами. Нервные волокна способны передавать электрические импульсы между нейронами.Все процессы передачи раздражений от нашей кожи, ушей и глаз к мозгу, процессы мышления и управления действиями – все это реализовано в живом организме как передача электрических импульсов между нейронами.Вот собственно и вся мистика. Методом передачи импульсов между нейронами выполняются все наши действия, рефлексы, привычки, убеждения, реакции на раздражитель.Если импульсы проходят через нейроны с повторной периодичностью, формируется нейронная сеть, то есть появляется рефлекторная реакция определенной последовательности активированных нейронов.Вот так и вырабатывается навык. Именно поэтому для его выработки и необходимо многократное повторение действия. Чем больше повторений, тем крепче соединение.

Также, существенным фактором влияющим на устойчивость нейронного соединения влияет сила эмоционального переживания. То есть идеальный тренинг должен состоять из большого количества тренировок и пост-тренинга , а также вызывать сильные эмоциональные переживания, все это в сумме позволит усвоить и применять максимальное количество знаний.Почему я начал статью с термина «Мракобесие» (враждебное отношение к просвещению, науке и прогрессу – википедия)? Еще в конце 19 века появились теории о нейронных связях. При этом люди себя ведут так, как будто бы все процессы головного мозга связанные с усвоением информации, это какая-то мистика.В следующей статье «Как можно повысить эффективность применения знаний после тренинга.» я рассказываю о психических барьерах, которые мешают применению полученных на тренинге знаний и навыков на практике, а также вы узнаете, как еще можно повысить эффективность обучения.

Просмотров: 1146