Одними из первых вопросы мошенничества в сфере автомобильного страхования подняли в лирической комедии «Берегись автомобиля» Эльдар Рязанов и кинодраматург Эмиль Брагинский. В основу сюжета легла «бродячая легенда» 60-х годов 20века — о человеке Юрии Деточкине, который угонял машины у людей, живущих на «нетрудовые доходы» (под которыми подразумевались взяточничество, спекуляция,  хищения социалистической собственности и т. п.), продавал их, а деньги переводил в детские дома. В наше время появились новые схемы и новые методы автомобильных афер в страховом бизнесе.

По оценке экспертов Независимого института судебных экспертиз за 2012 год количество заявлений от страхователей, обратившихся с иском в суд на страховые компании с оспариванием суммы возмещения по КАСКО, составило 13 тысяч. Давайте разберемся, что стоит за данными претензиями и какие «подводные камни» ожидают страховщиков в, казалось бы, на первый взгляд, рядовом страховом случае, связанным с выплатой ущерба по ДТП. Речь пойдет о распространенных схемах мошенничества владельцев автотранспорта перед страховыми компаниями.  

Представим ситуацию, когда страхователь приобрел страховой полис и застраховал свой автомобиль по полису КАСКО. Допустим, через какое-то время застрахованное авто попадает в аварию – небольшую, без жертв и последствий. При этом по каким-либо причинам, например, владелец автотранспорта посчитал, что ущерб незначительный,  ДТП с участием органов ГАИ не было оформлялось, хотя страховая компания была уведомлена о страховом случае.  Через некоторое время данный автомобиль снова попадает в аварию, на этот раз уже более серьезную, и собственник решает все оформить должным образом, при чем не только текущее ДТП, но и ущерб по предыдущей аварии. Другими словами, страхователь пытается взыскать двойное возмещение, хотя средства были потрачены только на один ремонт,  при этом неизвестно, был ли на самом деле  отремонтирован автомобиль или нет.  

Как и любое мошенничество, описанный выше  вид аферы построен на том, что суммы, представляемые к возмещению, относительно небольшие для страховых компаний и они часто на это не обращают внимания. Следует отметить, что для Постоянно действующего третейского суда «Страховой» рассмотрение подобных споров не в новь и уже можно приступать к систематизации и  рекомендации, как избежать обмана и мошенничества, ведь третейский суд, так же как и государственный, может назначить экспертизу, вынести постановление про направление материалов дела в правоохранительные органы для проведения следственных действий по факту подделки документов, то есть он является институтом реальной защиты прав сторон в подобных спорах.  

Исходя из проведенного нами анализа, в 2012 году иски с подтасованными фактами составили около 20%, т.е. около 2600 заявлений от общего количества поданных претензий. Средний счет по ремонту, поданный к возмещению, на основании актов СТО, где также возможна фальсификация сумм, оплаченных за ремонт, составляет порядка 10000 - 16000,00 грн., т.е. в ситуации, которую мы приводили выше - 41600,00 за два случая ДТП. Зачастую, аферист хочет не просто возместить ремонтные работы, но и заработать на процессе возмещения! Можно легко подсчитать потери страховых компаний в общем масштабе – 2600х16000=41600000 грн! И это только на основании данных тех страховых компаний, которые предоставили статистику!  

Есть о чем задуматься. И страховым компаниям, и нам, как арбитрам. Один из выходов в данной ситуации может быть разработка единого механизма реагирования на возможные случаи афер по автострахованию. Куда бы ни попали исковые документы – в третейский или государственный суд  - если они вызывают вопросы или малейшие подозрения – нужно оперативно реагировать на подделку документов согласно ст. 358 ККУ.

Просмотров: 467