1. Принимают проект Минфина - упрощенную систему налогообложения постепенно ликвидируют.
  2. Оставляют без изменений Налоговый кодекс (НК).
  3. Принимают законопроект налогового комитета, где предусмотрено поэтапное повышение ставки единого налога для 3 группы (это и фрилансеры, работающие с иностранными клиентами)  - до 10% в течение нескольких лет.

 

Какой вариант реформы, наименее безболезнен для фрилансеров? 

Прямо отвечая на вопрос – какой вариант лучше и наименее безболезнен для фрилансеров – скажу, что 2-й, т.е. оставить НК без изменений и в первую очередь потому, что все основные баги НК вообще не касаются фрилансеров. А вот изменения, которые предполагает первый и третий варианты – касаются фрилансеров напрямую, и ранжировать их можно уже по степени влияния на фрилансера, - поэтому я поставлю вначале 3-й вариант (как наиболее привлекательных из двух оставшихся), ну и на последнем месте первый (проект Минфина).

Если вас интересуют обоснования такого выбора, то они следующие:

На первый взгляд вопрос касается выбора между 10% с оборота и обычной ставкой налогообложения прибыли компании, - но на практике, а тем более для фрилансера, это вопрос налоговой нагрузки в целом: ставки, сложности учета и отчетности, а так же величины давления контролирующего органа (проверки, например). Даже если мы не будем вспоминать о недавних погромах в ИТ-секторе, то можем вспомнить обычные обыски с конфискацией в интернет-магазинах (когда выносилось все без разбору – и сервера и мониторы), а так же создание такого подразделения как кибер-полиция (заданием которой как раз и будет контроль за виртуальным миром).

Что мы имеем на выходе? – а на выходе у нас в сравнение попадают либо, при упрощенной системе налогообложения, входящие финансовые потоки фрилансера, которые идут гораздо прозрачнее, чем у всех остальных упрощенцев (а именно, через легальный банковский сектор по схеме, например: площадки типа upwork, банки и/или платежные системы типа pay-pall) и облагаются по фиксированной ставке, а на другой чаше весов оказывается общая система налогообложения, при которой козырем налоговой администрации во все времена была правильность отнесения расходов в затраты (т.е. вычисление базы налогообложения). А что такое правильность или неправильность отнесения? – это возможность и, даже я бы сказала, необходимость контроля, которая достигается за счёт как обычных камеральных проверок, так и косвенных методов (при которых налогоплательщик должен сам доказать, что предположения налоговой/их косвенный метод  к нему неприменим).

А представляете себе, как должна увеличиться загрузка на фрилансера по ведению бухгалтерского и налогового отчета?, - и эта проблема не будет решена путем применения банального аутсорсинга процессов бухучета, как это кажется на первый взгляд, этот процесс затронет весь финансовый сектор, поскольку для того, чтобы правильно разнести бизнес-расходы и частные расходы фрилансера, ему придется перейти от безналичных расчетов (которые он ведет сегодня, потому что ему все равно, как и на что он тратит свои деньги, он учитывает только входящий финансовый поток и платит налог именно на него), - так вот ему придется перейти от безналичных расчетов к наличным (а уже его бухгалтер, вернее аутсорсинговая компания будет раскладывает его чеки по стопочкам – это в расходы, а вот это с прибыли, ну а это вообще ты бутылку пива купил, давай его убирать из отчетов!). Складывается впечатление, что налоговая реформа Минфина с ликвидаций упрощенной системы - это хорошо спланированная акция по развитию специализированных бухгалтерских фирм, которым очень хочется «позаботиться» о таких потенциально состоятельных клиентах, как фрилансеры ИТ-сектора. Ведь если что-то происходит, значит это кому-нибудь нужно.

А что же упрощенная система налогообложения и, если говорить о предложении профильного комитета – то куда он клонит? И как относиться к ставке налогообложения в 10%, которая предлагается? Напомню, что в 1998 году появился первый нормативно-правовой акт, которым инициировалась упрощенная система налогообложения малого и среднего бизнеса - Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" №727 от 3 июля 1998 года. В первом Указе об упрощенной системе налогообложения фигурировала ставка именно 10% для неплательщиков НДС, - и, что касается величины налога, а не его сферы действия, то разница заключается только в том, что эти 10% включали и подоходный налог, и социальные взносы (за исключением начислений на зарплату наемных работников). Это же правило касалось и фиксированных налогов (так называемых налогов на профессиональную деятельность), - по старому правилу, фрилансер ИТ – сферы, как и бухгалтер, аудитор, адвокат и другие представители интеллектуальных профессий уплачивали фиксированный налог в размере 120 грн в месяц (что составляло по курсу тех лет сумму от 45 до 20 долл. в разное время), - и это было все, чем предприниматель (фрилансер) был обязан всем и сразу контролирующим органам.  И это правильно, поскольку, если у меня облагается налогом доход (валовый доход) на входе, то почему я должна платить еще и прямые налоги (а налоги на заработную плату являются прямыми налогами) помимо косвенных (например, НДС) которые я и так плачу, и которые не планируется уменьшить?      

Резюмируя вышесказанное, хочу высказать свое мнение о перспективе налогообложения именно фрилансеров ИТ-сектора, - могу с достаточно высокой долей вероятности предположить самою большую неудачу этой затеи с самыми серьезными последствиями не только для экономики, но и для Украины как государства, результатом которой станет массовый отток образованной молодежи за границу, вместо массового обращения за бухгалтерским аутсорсингом, как, возможно, этого ожидают некоторые лоббисты этой затеи. Определенно могу констатировать, что и сейчас, в условиях действующей упрощенной системы – фрилансеры находятся на бухгалтерском аутсорсинге, но это им стоит значительно меньше, поскольку им не нужно разделять затраты – как только ИТ-шникам начнут «засорять мозг» бумажками и их упорядочиванием, они сбегут – потому что они не предприниматели по своей сути, они высококлассные специалисты очень специфичной профессии, люди, часто склонные к аутизму и предпочитающие свою среду обитания и свою «тусовку», которая им близка и понятна. А Минфин хочет им взамен этого предложить общение с контролирующими органами? Думаю, даже первого прецедента они не будут ждать, - это люди, которые ждут упрощения ведения бизнеса и его легализации, и, да, они готовы платить налоги взамен на то, чтобы их не трогали, чтобы их не касались никакие проверки, никакие изменения законодательства, за которыми им придется следить в добавок к своей основной деятельности, которой они поглощены на 100% и все 24 часа в сутки.

На пороге принятия нового Налогового кодекса Украины важнейшей проблемой для субъектов малого предпринимательства (СМП) является сохранение и совершенствование упрощенной системы налогообложения, то есть обеспечение:

 

  • простоты исчисления налоговой базы;
  • упрощение учета и отчетности для СМП;
  • упрощение процесса контроля за деятельностью СМП на начальном этапе деятельности (именно возможность использования упрощенной системы налогообложения).

 

А первоочередными задачами являются следующие:

1. Ликвидация противоречий в толковании терминов и понятий при применении упрощенной системы налогообложения для СМП (н-р, определение субъектов налогообложения, базы налогообложения, ставок налогообложения).

2. Учет всех социальных платежей в ставке единого налога (то есть, включение их к ставке единого налога) – и при этом, считаю, что да, можно увеличить ставку единого налога до 10% для неплательщиков НДС и до 6% для тех, что уплачивает еще и НДС.

3. Исключение возможности двойного налогообложения для СМП, которые платят единый налог и являются плательщиками НДС.

Просмотров: 536