Конечно,  любая страна уникальна. Особенно Украина с ее сложнейшей текущей социально-экономической ситуацией. И мы не можем развиваться по лекалам или сценариям Китая, Германии, США или, например, Грузии. Правда, могли бы что-то взять от одних, перенять что-то у других. Но всегда у любой страны должен быть свой собственный путь развития.

     По слухам, автор экономических реформ в Грузии Каха Бендукидзе в списке советников Президента Украины отмечен под №5. И в экспертной среде это воспринимается положительно. Ведь достаточно напомнить, что с 2003г. по 2010г. Грузия произвела глубочайшее реформирование экономической и социальной жизни, аналогов которому на постсоветском пространстве не существует. Грузия стала лидировать в целом ряде признанных международных рейтингов, касающихся легкости ведения бизнеса, антикоррупционности, привлекательности для инвестиций, скорости и глубины преобразований, улучшения делового климата, качества реформ законодательства, глубины либерализации экономики и т.д. А среднегодовые темпы роста реального ВВП Грузии c 2004 г. по 2008 г. составляли 9-12%.    

     По привлекательности для иностранных инвесторов и по объемам полученных внешних инвестиций Грузия сравнялась с новыми членами ЕС, а по объему накопленных прямых иностранных инвестиций в расчете на душу человека, маленькая и не имеющая полезных ископаемых Грузия, догнала Россию.     

     В начале текущей недели в Институте развития экономики Украины был проведен «Круглый стол», в ходе которого эксперты обсуждали следующую тему: «Анализ грузинских реформ. Применимы ли они в Украине»? Участники дискуссий, говоря о фантастических успехах грузинской экономики, в основном использовали рейтинги экономической свободы, цифры увеличения ВВП и бюджета. Профессионально и открыто поднимались вопросы: «Таков ли в действительности результат социально-экономических реформ, каким он подается? Можем ли мы применить подобное в Украине? Сопоставима ли ситуация в наших странах? И самое главное: нужно ли Украине перенимать грузинский опыт и реформировать страну по грузинскому образу и подобию. Нужно ли? Возможно ли? Способны ли мы это сделать»?     

     Например, наиболее конструктивное и заинтересованное обсуждение вели эксперты, анализируя реформу лицензирования и выдачи разрешений на открытие бизнеса, которая в Грузии включала следующее:     

- ликвидация сложной системы получения лицензий и разрешений на ту или иную деятельность и ее замена на систему «одного окна».     

- Внедрение принципа «Молчание – знак согласия».     

- Сокращение перечня лицензируемой деятельности - на 85%.     

- Исчерпывающий перечень лицензий и разрешений; невозможно введение новых лицензий/разрешений другими нормативными актами.     

- Уменьшение количества согласующих и контролирующих органов.     

- Сокращение размеров уставного капитала в 2006 г. и его полное упразднение в 2007 г.     

- Сокращение сроков регистрации нового предприятия любого типа в налоговом офисе до 1 дня – моментальная регистрация (по представлении заявления).     

- Возможность использования электронной подписи.     

- Процедуры государственной и налоговой регистрация бизнеса объединены и упрощены.     

- Число обязательных документов и необходимое время значительно уменьшилось.     

     По сути, отмечали участники «Круглого стола»,  всю коренную ломку грузинского общества, произведенную Михаилом Саакашвили, можно свести к движению по трем направлениям:     

1) изменения в сфере государственного управления с резким снижением роли чиновничества;     

2) разгосударствление экономики, ее максимальная либерализация и практически неограниченная приватизация;     

3) тотальная смена старого чиновничьего аппарата и опора на молодые кадры.      Конечно,  любая страна уникальна. Особенно Украина с ее сложнейшей текущей социально-экономической ситуацией. И мы не можем развиваться по лекалам или сценариям Китая, Германии, США или, например, Грузии. Правда, могли бы что-то взять от одних, перенять что-то у других. Но всегда у любой страны должен быть свой собственный путь развития.

Олександр ГОНЧАРОВ, Директор Інституту розвитку економіки України (www.ireu.org.ua)    

Просмотров: 672