Меняются не правила игры, как считают некоторые – в одностороннем порядке меняются условия общественного договора между правительством и предпринимателями, да и обществом в целом.

Размышления над этим вопросом заставят улыбнуться бухгалтерские бюро и налоговых консультантов.

Давайте посмотрим, кто выиграет от ликвидации упрощенной налоговой системы как инструмента работы для МСП, кроме налоговой администрации – которая, как кажется на первый взгляд, заинтересована в этом больше всех. Безусловно, это налоговые консультанты и даже самые мелкие фирмы – налоговые бюро, предоставляющие услуги специализированного бухгалтерского учета. Приведу пример Германии. В Германии – одна из самых сложных налоговых систем Европы и самая громоздкая бюрократическая машина. Но наравне с этим в Германии существует высокий уровень необлагаемого минимума – 490 Евро (11 838 грн) в месяц от любых доходов – как некий компенсатор, позволяющий людям подрабатывать, получать дополнительный доход.

Возьмем, для примера, мам-домохозяек – в Германии. Неработающие женщины могут открыть такой себе «частный мини садик», оставляя друг другу детей на короткое время и уплачивая незначительные суммы оплаты, - и никакая полиция, налоговая администрация и прочие контролирующие органы не имеют к ним никакого дела. Да, они обязаны уведомить специальные органы (это органы опеки за детьми) о том, что ведут такой «бизнес», что у них находятся чужие дети какое-то время без присмотра своих родителей, - но и такой вид деятельности так же имеет этот «налоговый ноль». Хорошим примером будет так же деятельность бухгалтера на небольшой фирме – частный предприниматель, который занимается, например, внутренним ремонтом помещений нанимает неработающую маму делать ему отчет – при этом не зависимо от дохода семьи мамы (мы помним о том, что в Германии подоходный налог уплачивается с домохозяйства а не с каждого работающего человека), мамин доход не прибавляется к доходу семьи, т.е. не декларируется и не учитывается для  целей налогообложения, если такой доход не превышает 490 евро в месяц. А вот если уже превышает, - то нужно платить налоги, и, при необходимости зарегистрироваться частным предпринимателем. Кроме того, опять же при небольшой и однозначной деятельности предприниматель способен сам вести учет поступлений и расходов, но при этом весь совокупных доход облагается как доход семьи – подоходным налогом. А вот когда бизнес перестает быть мелким – нанимается налоговый консультант!

В Германии, так же, не существует жесткого временного прессинга по сдаче налоговой отчетности, но самое интересное, на мой взгляд – это то, что при сдаче отчетности налоговая принимает все «как есть», сама проверяет, и потом возвращает уже отредактированный, по сути, отчет с указанием, какие расходы она приняла, а какие нет, сама корректирует размер налога, и при этом не выписывает никаких штрафов – все что нужно сделать, это доплатить налог в установленный срок (или учесть в будущем налоговом периоде) либо предоставить еще какие-то документы, например, письменное пояснение контрагента или свидетеля/партнера – можно просто написать, да он участвовал в проекте, и оплатил обед на всю группу, например. Это в случае, если, например, какой-то чек не достаточно очевиден. Достаточно привести такой пример - обеды на двоих-троих человек спокойно оплачиваются за счет бизнеса и считаются затратами даже если в чеке есть алкоголь (поскольку на встрече, например, обсуждали какой-то вопрос, касающийся бизнеса).

Ну, и, напоследок, немного истории и практики налоговых реформ (в части упрощенной системы налогообложения) в Украине, - ведь не нужно забывать, что у нас уже реформируется реформируемое! И уже не первый раз. Когда налоговая реформа проводилась в конце 90-х и начале нулевых, - это еще можно было назвать налоговой реформой, но на дворе осень 2015-го! Закон Украинской ССР "О системе налогообложения" был принят еще 25 июня 1991 года, до провозглашения Акта о независимости Украины, - вот он (вернее описываемая там система) и реформировалась в начале 90-х, и попытки обобщить все законы и принять Налоговый кодекс предпринимались еще с 1998 года, когда уже существовала упрощенная система налогообложения. Т.е. по сути, конец 90-х – это было время, когда завершилось «изобретение велосипеда», - но вместо принятия налогового кодекса решили поэкспериментировать с так называемым «плоским налогом», фиксированным налогом на доходы физических лиц (до этого, подоходным налогом). Первые крики «браво» и «ганьба», первые «налоговые майданы», первые национальные коалиции по реформированию налоговой системы – по ее упрощению и минимизации влияния налоговой администрации на налогоплательщика. Пятнадцать лет налоговых реформ (а в общей сумме 25!) – это как-то многовато даже для самого стойкого предпринимателя. И самое плохое, что продолжают меняться принципы налогообложения, ее основы! Меняются не правила игры, как считают некоторые – в одностороннем порядке меняются условия общественного договора между правительством и предпринимателями (и мелкими, и крупными налогоплательщиками), да и обществом в целом. Причем они меняются не только используя «налоговую реформу», - они меняются и другими законами, например, законами о бюджете на каждый год, пенсионным законодательством, - а сейчас еще и административная реформа внесет свою лепту, ведь и местные налоги будут меняться, - они в налоговом кодексе только задекларированы, а вот ставки устанавливаются местными советами. Именно поэтому предпринимателю недостаточно читать Налоговый, Хозяйственный и Криминальный кодекс! И налоговая, как и прежде – не «друг человека», а так и осталась карательным органом, – вот этого аспекта налоговая реформа так и не коснулась.

Просмотров: 439