После более чем 25-ти лет успешного использования инструментов и методик конкурентной разведки международными компаниями в США и Европе, в Украине конкурентная разведка только начинает развиваться и завоевывать позиции среди менеджеров, маркетологов, пиарщиков, рекламщиков, продажников и других участников украинской бизнес-среды.
Тем не менее, в Украине есть достаточное количество специалистов, которые могут предложить квалифицированные услуги высокого качества по информационной поддержке Вашего бизнеса, раннему предупреждению об угрозах и поиску новых возможностей.
Я, Дмитрий Золотухин, занимаюсь проблематикой конкурентной разведки с 2007 года не считая общего опыта информационной и информационно-аналитической работы для разных сфер экономики. Сейчас я выполняю различные услуги для компаний, обучаю всех желающих использовать инструментарий конкурентной разведки и популяризирую это направление бизнеса, организовывая конференции Razvedka Camp

 

В обилии возможностей конкурентной разведки есть определенные минусы. Они заключаются в том, что простые объяснения работы этих инструментов неизбежно приведут к сужению понимания всей этой сферы, а пространное описание всего разнообразия - займет много времени. Поэтому предлагаю ознакомиться с комплексом методов, который имеет название "OSINT" - Open Source Intelligence, и используется многими крупными компаниями наряду со спецслужбами.

Открытой информацией в конкурентной разведке считаются все данные, которые не являются "закрытыми", т.е., для получения которых, не требуется ничего взламывать или нарушать установленные нормы.

На самом деле, для того чтобы получить информацию о хозяйственной деятельности какой-либо организации, зачастую взламывать ничего не нужно. Требуется лишь понимание приемов работы с данными.

Возьмем, к примеру, организацию, которая, по идее, должна быть очень закрытой и скрывать всякую свою деятельность - Служба внешней разведки Украины (СЗР України).  Попробуем что-нибудь выяснить, например, о ее закупках.

Самое простое и понятное - определить те данные, которые станут идентифицирующими для этой структуры, например - код ЄДРПОУ. Для этого следует лишь ввести в поисковую строку Google правильный запрос.

 

Поиск по ЄДРПОУ

 

Перейдя по ссылке - получаем всю необходимую информацию о юридическом лице. Если ее не достаточно, то за небольшую плату можно приобрести еще на том же сайте :)

 

Регистрационные данные СЗРУ 

 

Теперь можно повторить поиск, используя в поисковом запросе идентифицирующие элементы, например - тот же код ЄДРПОУ. Предположим, мы бы хотели узнать о закупках, которые проводит эта организация с помощью тендеров. Вэбсайтов, на которых размещена информация о тендерных закупках, в интернете огромное количество. Но, официальную информацию о госучреждениях можно скорее всего получить на сайте Министерства экономики Украины (tender.me.gov.ua).


Поиск информации о тендерных закупках

 

 

Как видим поисковые роботы не смогли пробиться на сайт, чтобы проиндексировать нужную нам информацию. Но, останавливаться на этом не стоит :)

Теперь, вместо url-адреса попробуем подставить его ip-адрес, который можно узнать с помощью многочисленных интернет-ресурсов, для этого предназначенных.


Узнаем ip-адрес сайта

 

И повторяем поиск, используя в этот раз ip-адрес:

 

Поиск с использованием ip-адреса

 

Как видим, в этот раз нам удалось найти 25 документов в разных форматах (pdf или doc), которые мы можем внимательно изучить и узнать многое о том, каким образом в разведывательных органах проходят тендерные закупки.

Титульный лист тендера в СЗР 

Конечно, можно сказать, что в частных серьезных компаниях такого не происходит, и получить об их деятельности информацию гораздо сложнее, ибо, пребывая в конкурентной среде, они конечно более ревностно относятся к данным о себе.

И в этом случае, уникальным источником могут послужить социальные сети, которые используются западными компаниями для получения информации полным ходом. Об этом рассказывает статья в украинском "Форбсе" - "Шпион, который меня зафрендил".

Основанием для такого пристального внимания к соцсетям является тот факт, что зарегистрированные в них пользователи, рассказывая своим друзьям на Фейсбуке о своей жизни, с удовольствием делятся и некоторыми аспектами своей проффесиональной деятельности. 

А Twitter для многих вообще стал источником новостей и актуальной профессиональной информации. Особенно интересным может быть чтение твиттер-аккаунта сотрудника конкурирующей компании...

Возьмем, к примеру, Samsung Electronics Ukraine.

Константин Череповский - человек, который возглавляет работу по продвижению компании и ее продуктов на рынке Украины.

 

Константин Череповский

 

 

Справедливости ради следует сказать, что Константин весьма аккуратно относится к вопросу ведения своих профилей в социальных сетях, то ли будучи занятым своей работой, то ли не желая стать объектом пристального внимания. Однако свой Twitter он время от времени обновляет. Более того, Константин предусмотрительно закрыл возможность читать его твиты "не проверенным" пользователям.

 

Твиттер-аккаунт закрыт для просмотра

 

Однако так ли уж невозможно ознакомиться с содержанием его твитов? - Почти...

Российский поисковик Яндекс.Блоги достаточно хорошо индексирует контент в Твиттере и имеет очень удобную систему поиска. Проведя определенные манипуляции с поисковыми запросами, получим следующий результат:

Результаты поиска твитов

 

Таким образом, нам удалось найти 44 из 106-ти твитов Константина, но, мне кажется, что если покопаться подольше, то и остальные можно увидеть. 

 

Уважаемые друзья! Помните, что единственная возможность защитить вашу информацию коммерческого характера - это постараться ни с кем не делиться ею без необходимости. Ибо понятие приватности в виртуальном мире, является таким же виртуальным. 

Удачи, успехов.

Дмитрий Золотухин

специалист по конкурентной разведке

Просмотров: 3525