Чем меньше нашего государства в украинской экономике, тем лучше. Опыт показывает, как только чиновники к чему-то подключаются, там сразу становится хуже.

     Нынешний уровень инфляции ежедневно наносит урон как населению, так и реальному сектору украинской экономики. Ведь основная и первая цена наших денег – это, прежде всего, стоимость того, что мы можем купить внутри страны за эти гривны. Вторая цена – это обменный курс, который касается далеко не всех граждан и предприятий. По оценкам экспертов, до 90% населения считают, что им пофиг, каким будет завтра курс в «обменнике», так как они едва-едва доживают от зарплаты до зарплаты. А вот третья цена – это те проценты, которые можно заработать, если, например, поместить эти гривны на банковский депозит. Эти три цены между собой нашими финансовыми властями должны быть сбалансированы.     

     Однако, как это делать – наши финансовые власти не знают. И это мы хорошо узнаем по мере истощения наших личных кошельков. Как их на таких высоких и ответственных должностях учить этому, я не знаю.  Но от этого мы все страдаем. Более того, такое ощущение, что и в Кабмине, и в НБУ думают, что в Украине существует какая-то отдельная антиинфляционная политика и отдельно - курсовая. На самом деле, они просто не понимают происходящих процессов в реальной экономике. Вообще, денежно-кредитная политика от валютной – неотделимы. Поэтому сегодня курс гривны стал очень болезненной точкой.     

     Стал болезненной точкой еще и потому, что мы страна – импортирующая. У нас очень небольшой коэффициент импортозамещения. Много приходится импортировать из-за рубежа. И вот в последнее время стала резко ослабевать гривна, а вслед за 60% девальвацией - цены на импортные товары начали стремительно расти, разогналась и инфляция. Незамедлительно и Нацбанк поднял учетную ставку аж до 12,5%, а также возросло число невозвратных кредитов или проблемных активов коммерческих банков. Соответственно, также быстро поднялась и стоимость кредитов в отдельных банках (даже до 30% годовых).     

     И что же у нас сейчас выходит: чем меньше нашего государства в украинской экономике, тем лучше. Опыт показывает, как только чиновники к чему-то подключаются, там сразу становится хуже. И для того, чтобы например, поддержать в Украине малый и средний бизнес с помощью расширения кредитования, надо создавать стимулирующие условия. Менять структуру экономики, используя эффективный опыт Америки и Евросоюза.     

     Так, например, в США «откатывается» совершенно новая государственная программа, призванная расширить кредитование американской экономики. Новая программа исходит из того, что между государством и банками появились посредники – многочисленные частные инвестиционные фонды и небанковские финансовые компании. Они остаются единственными структурами, через которые государство может восстановить кредитование в экономике. То, что не удалось сделать напрямую через банки.     

     В целом схема нового государственно-частного партнерства представляется примерно так: например, 15-20 частных клиентов или малых предпринимателей, или даже компаний обращаются в банк за кредитами. У банка эти деньги есть, но он делиться ими не хочет, опасаясь грядущих собственных проблем. А тут ему предлагают переложить риск на других. Тогда банк на общую сумму заявок на новые кредиты выпускает собственные облигации, которые этими самыми будущими кредитами и обеспечиваются. Их выкупает посредник – частный инвестиционный фонд. Но использует при этом свои собственные деньги лишь на 10%, остальные 9/10 общей суммы ему под низкий процент (1,5% - 3%) предоставляет ФРС США. А тот процент, под который все эти деньги получит в итоге коммерческий банк, чтобы выдать кредит частному лицу, предпринимателю или компании, будет выше, обеспечивая, таким образом, некий доход и посреднику.     

     Главное отличие новой схемы от всех предыдущих заключается в том, что кредиты от американского государства в итоге предоставляются под заявки на конкретные кредиты от частных лиц, предпринимателей или компаний. Наконец, в чем идея этого государственно-частного партнерства? Примерно 10% должны вложить частные фонды и 90% - это деньги заемные из ФРС.     

     А вот у нас, в Украине, пока большой дефицит на эффективные государственные программы и сильные управленческие решения. И хотя бы чиновники не мешали бизнесу. Ну, а что касается ослабления курса гривны и сохранения крайне рискованного ведения бизнеса у нас в стране с труднопрогнозируемой экономической политикой – то это, к сожалению, еще на долго.

     Александр ГОНЧАРОВ,

     Директор Института развития экономики Украины    

Просмотров: 486