В предыдущее две недели, несмотря на майские праздники и выходные, в Верховную Раду Украины было внесено немало интересных законопроектов, которые если не «достойны внимания», то, как минимум, такого внимания требуют. Среди всего многообразия проектов интересными являются три из них. Проекты маленькие и, казалось бы, ничем не примечательны. Хотя все имеют интересный нюанс: они касаются нестандартной ситуации, как с экономической, так и с социальной точки зрения.

Речь идет об акцизах на табачные изделия. Особенность ситуации с табаком в Украине состоит в том, что за последнее время цены на сигареты снизились. И этот факт привлекает внимание по многим параметрам. Во-первых, на фоне всеобщего удорожания жизни, такой подарок курящим необычен. Во-вторых, учитывая, что реальных игроков на этом рынке всего 4 (так как практически весь рынок сигарет поделен именно между 4-мя компаниями), то получается интересное синхронное понижение.

По информации из СМИ, причины ситуации объясняются очень просто – компании пытаются сыграть на понижение цены, тем самым, возможно, даже демпингуя друг друга, для расширения доли рынка. 

Но столь простое объяснение не исключает запутанных последствий. С одной стороны, цены падают, и это выгодно потребителям. С другой, по информации из сети, из-за сложившейся ситуации, бюджет может недополучить около 2 млрд. грн. в год, очевидно, от налогов, зависящих от уровня цен (НДС, 5-процентный местный налог с продажи табачных изделий и т.д.).  Более того, у поступлений от акциза нет привязки к конкретной расходной статье бюджета, что неправильно. 

Ситуация, по сути «книжная»: одна проблема и множество лиц с абсолютно разными интересами. В таком случае необходимо взвешенное решение. 

В правительстве (один из законопроектов родом именно оттуда) не придумали ничего лучше, кроме как поднять адвалорную составляющую ставки акциза с 12 до 15 %. Депутаты (второй проект их) решили тоже увеличить ставку акциза, но не в процентах, а так называемую специфическую, когда налог не зависит от цены товара, а устанавливается в фиксированной сумме на 1000 сигарет. Третий проект ставок вообще не касался, он затронул исключительно вопрос администрирования акциза, так как сейчас табачники акциз платят наперед. 

В итоге, правительство предлагает повысить акциз в ситуации, когда цены на сигареты удерживаются на очень низком уровне. Конечно, если считать линейно, то доходы в бюджет должны вырасти (по расчетам Минфина – на 1,5 млрд грн.), но так ли себя поведут производители сигарет? Тем более, что с 1 января акциз уже вырос на 40%, но на ценах на сигареты это никак не отобразилось. Не исключено, что это повлечет очередное обострение конкуренции среди малого круга участников рынка. 

Предложение депутатов тоже интересное, ведь увеличение специфических ставок одинаково отражается и на дешевых товарах, и на дорогих. Хотя в случае с табаком вообще сложно говорить о социальной составляющей. По сути, это вредный товар, и чем менее он доступен, тем должно быть выгоднее для здоровья населения (главное, чтобы не было как в анекдоте о том, что кто-то будет меньше есть конфет, а не кто-то курить).

В данной ситуации странно, что введение так называемых «минимальных цен» до сих пор только обсуждается. Речь идет об установлении ценовых уровней, ниже которых продавать сигареты нельзя. А ведь эта норма уже есть Налоговом кодексе, но пока не работает, потому что отсутствует постановление Кабмина, который и должен был бы определить, собственно, эти уровни. Решение, конечно же, не самое рыночное, хотя в ситуации, когда конкурентов всего 4, этот вопрос стоит не так остро. Но, в принципе, такой подход, как минимум, остановил бы демпинг среди компаний, вследствие которого, кстати, количество конкурентов может еще уменьшиться. К тому же, табак – товар не первой необходимости, и, рассматривая этот вопрос, стоить помнить, что здесь речь идет не только об экономике и наполнении бюджета, но о и здоровье населения. И возможно, что более жесткое регулирование данного вопроса даже необходимо. Тем более, что уже давно существует практика минимальных розничных цен, к примеру, на алкоголь. И потом, установление минимальной цены, вместе с жестким контролем, даст возможность уменьшить контрабанду сигарет из Украины в ЕС, ведь разница в цене пачки у нас и за западной границей просто колоссальна. 

Самое интересное, что некоторые табачные компании выступают против минимальных цен, что, казалось бы, противоречит логике бизнеса, ведь по идее, они должны быть заинтересованы в повышении цен, для увеличения прибыли. Но в данном случае неконкурентная борьба, наверное, преобладает.

Скорее всего, в ближайшее время мы станем свидетелями горячих дискуссий, и будем надеяться, что ни бюджет, ни население от них не пострадают. 

Просмотров: 450