Уже сейчас с украинскими бизнесменами, с теми, кто,  например, создал и развивает общественное объединение «Споживач»,  надо широко начинать обсуждать, как дальше жить на нашем национальном  рынке при недостатке денег и падающем потребительском спросе.

 

     Модернизация украинской экономики – это даже не выбор, а это единственная и безальтернативная необходимость для дальнейшего развития нашей страны. Просто иного пути у нас нет. И времени на раскачку уже не осталось. Особенно остро это понимаешь, когда узнаешь о нестандартных и эффективных формах сотрудничества по апробированию и внедрению европейских стандартов украинскими предприятиями, входящими в общественное объединение  «СПОЖИВАЧ» с целью развития проекта «КРАМНИЦЯ – «А» (http://kramnyca.info/)  в рамках КОСМЕ - программы Евросоюза  для малых и средних предприятий  Украины (http://ec.europa.eu/growth/smes/cosme/index_en.htm).     

     Это направление сотрудничества наших предпринимателей с представителями стран Евросоюза набирает еще большую актуальность, исходя из нынешней конъюнктуры на внешних рынках. Ведь  кризис у нас развивается значительно быстрее, чем мы предполагали - соответственно возрастают неопределенности, за которыми для украинской экономики  до сих пор остаются непрогнозируемыми как минимум два важных фактора. Первый – это цена на нашу экспортную продукцию. Второй – это цена международного финансового капитала, который мы могли бы привлечь. И не дай Бог, если цены на экспортную продукцию еще более упадут, а деньги так подорожают, что их незачем будет занимать.     

     При этом, как известно, любая модернизация – это повышение эффективности, а любое повышение эффективности – это экономия. То есть каждый новый продукт должен производиться качественнее и дешевле. Именно этих принципов стараются придерживаться производители, которые объединились в ОО «Споживач», чтобы на выходе их предприятий, выпускающих аналогичную импортной продукции,  отечественный товар не был дороже европейского аналога. Однако такая практика еще не получила широкого применения в нашем реальном секторе. Поэтому украинская экономика выправляется очень медленно, для ее оживления требуются серьезные изменения структурных издержек и их оптимизация, на которые многие отечественные  предприниматели пока, к сожалению, не идут.     

     Боюсь, что это может иметь достаточно плохие последствия, потому что повышение эффективности, которое было в странах Евросоюза  на фоне кризиса, у нас не произошло, и до сих пор этого повышения эффективности нет. И вряд ли этому поможет масштабная приватизация украинских госпредприятий. Производительность труда до должного уровня у нас так и не выросла, издержки не сокращены, как это сделали на Западе. К тому же в ходе горячих споров о том, к какому берегу нам прибиться для дальнейшего торгово-экономического сотрудничества со странами Евросоюза, как-то в тени остается оценка наших собственных конкурентных возможностей.     

     Но даже в этом тяжелейшем положении можно было рассматривать модернизацию экономики Украины как систему четырех «і». Это изменение институтов, инфраструктуры, а также внедрение инвестиций и инноваций. Что же мы имеем сейчас? Выяснилось, что не хватило политической воли поменять институты. Вследствие этого вложения в инфраструктуру оказались разворованными. Инвестиции к нам не пришли как из-за внутреннего структурного кризиса, так и по причине неблагоприятной конъюнктуры на внешних рынках. Остались одни инновации. Но и их развитие не получило поддержки у властей, дескать, денег на это нет. И что будет дальше? Чем завершится эта бездеятельность?     

     Вот в такие моменты особенно важен позитивный пример развития сотрудничества украинского бизнеса с предпринимательским сообществом стран Евросоюза.  Тем более, когда  всё говорит о том, что и концу 2015 года экономическая ситуация в Украине не стабилизируется, движение вниз будет продолжаться. И уже собственно эффект ощущения того, что картина гораздо хуже той, чем к которой мы готовились, может вызвать настоящий шторм.  

    Поэтому уже сейчас с украинскими бизнесменами, с теми, кто,  например, создал и развивает общественное объединение «Споживач»,  надо широко начинать обсуждать, как дальше жить на нашем национальном  рынке при недостатке денег и падающем потребительском спросе. Как малому и среднему бизнесу Украины приспособить европейские стандарты в своей предпринимательской деятельности? Наконец, чем Евросоюз может конкретно и конструктивно помочь украинскому малому и среднему бизнесу?

     Александр ГОНЧАРОВ,

     Директор Института развития экономики Украины,

     Вице-президент ТПП Украины на общественных началах

 

Просмотров: 426