Всем известно, что отечественному предпринимателю в ходе работы приходится преодолевать огромное множество административных барьеров. Одним из элементов такой нагрузки является  существующая система статистической, налоговой и финансовой отчетности. Отчетности много, она предоставляется в огромное количество различных органов, с разной  периодичностью и в разные сроки.  Все это приводит к неоправданным затратам средств и времени предпринимателя. Но те же необоснованные затраты несет и государство, что в конечном итоге снова ложится бременем налогов на предпринимателя.

Сейчас делаются определенные шаги по исправлению сложившейся ситуации. Их явно недостаточно - сама система остается громоздкой и запутанной и нуждается в коренном упрощении и реформировании.

Основная идея: действовать по принципу "упрощение везде, где это возможно без потери качества". И поверьте, таких путей оптимизации множество. Упрощать необходимо как количественно - готовить и подавать минимум отчетов, так и качественно - сократить объем информации, предоставляемой в отчетности, разобраться со сроками.

В процессе пересмотра стоит применить принцип, общий для реинжиниринга любого бизнес-процесса - найти и исключить неиспользуемые выходы процесса. Все неиспользуемые результаты, а также те, от которых можно легко отказаться, должны быть устранены. Проще говоря, стоит задать вопрос: кто является пользователям предоставляемой информации. Действительно ли нужны кому-то эти данные в этом объеме и с этой периодичностью? Все просто - у любой информации должен быть пользователь. Если те или иные данные не имеют пользователя – зачем их собирать, накапливать, предоставлять? Уверены, что уже на данном этапе уйдет значительное количество форм и отдельных строк в формах отчетности.

Следующий шаг - устранение дублирования. Тут работает еще один принцип из теории управления бизнес-процессами - функции и процедуры, которые дублируют друг друга полностью или частично, должны быть реорганизованы. На нашем предприятии проводился анализ отчетности и выявилось огромное количество показателей, которые тем или иным образом дублируют друг друга или могут быть выведены математическим путем. А ведь достаточно зафиксировать информацию один раз — у источника, на месте ее возникновения. 

По нашему мнению налоговые отчеты стоит объединить. Из перечня отчетов по государственным налогам оставить декларацию по НДС и декларацию по налогу на прибыль. Отчеты по ЕСВ, 1-ДФ, ФСС объединить в «Отчет о доходах физических лиц». Отчеты по местным налогам (налог на землю, налог на недвижимость, транспортный налог, экологический налог и пр.) консолидировать в единый отчет «Налог на имущество». И это лишь малая часть возможностей для упразднения и объединения дублирующих форм. Такие шаги позволят не только систематизировать документооборот и обмен информацией, но также детальнее прогнозировать поступления в местный и государственный бюджеты.

Также, например, значительных трудозатрат требует предоставление информации о персонале в органы государственной статистики. Однако, в ходе комплексного анализа, нами выявлено, что значительная  часть данных для статотчетности по персоналу дублируется в форме N Д4 ( в народе «персонификация» или «отчет о ЕСВ»). Данный отчет содержит массу информации, которая может быть использована органами государственной статистики. Это и среднесписочная численность работников, и количество лиц, работающих  по договорам гражданско-правового характера, и численность инвалидов, и фонд оплаты труда, и даже распределение на мужчин и женщин. Проанализировав аналогичным образом регулярные кадровые отчеты, выявили, что большую часть из них можно или упразднить, или значительно сократить. Это касается отчета о занятости инвалидов, отчета о трудоустройстве льготных категорий граждан, отчета о труде ежемесячного и квартального, отчета о травматизме, отчета о трудосустройтве докторов и кандидатов наук, о вакансиях.

В идеале, данные, которые подавались единожды в один орган, не должны предоставляться в какой-либо другой. Это нецелесообразно. Это же касается и информации, которая может быть получена из единых реестров, без участия предпринимателя. Достаточно только наладить взаимодействие между пользователями информации (различными органами), что в современном мире не должно составлять труда. Стоит организовать предоставление всех статистических, налоговых и кадровых отчетов через электронный сервис типа «Единое окно». Дополнительно предлагается открыть единый счет для осуществления оплаты налогов и сборов, с последующим распределением казначейством по кодам платежей.

Такой же принцип перекрестного обмена информацией между органами можно применить не только для отчетности. Кроме налоговых, статистических и кадровых отчетов целесообразно предоставить возможность для обмена электронными документами (запросы, справки, прочие отчеты, письма). Например, ежедневно на предприятие поступают запросы о подготовке справок. Особенно массово - для постановки на учет в центр занятости, для субсидии. Да-да, несмотря на заявления в СМИ о том, что оформление субсидии будет происходить без дополнительных справок, с 15 июня 2015 действует новая форма, которая активно используется органами социальной защиты. Такие справки содержат сведения о персональных данных и заработной плате сотрудника за определенный период. Но ведь получить ее можно у фискальной службы, где уже аккумулирована эта информация из того же "отчета о персонификации".

Много еще нужно сделать и для совершенствования самого механизма предоставления отчетности. На наш взгляд стоит переходить на сдачу большинства видов отчетности и административных данных только в электронной форме. Данный тезис кажется очевидным. Однако на практике для большого количества отчетов до сих пор не реализована возможность подачи в электронной форме. Например, отчетность для службы занятости нужно готовить только на бумажных носителях, сдавать  лично или отправлять ценными письмами. Это в 2015 году.

Обмен информацией с государственными органами нужно упрощать, исключать дублирование, автоматизировать. Следствием станет сокращение документооборота, снижение количества ошибок, сокращение трудозатрат. При чем, эти плюсы являются общими как для предприятия, так и для государства. Если смотреть шире - это значительный шаг в направлении улучшения делового климата, обеспечения большей свободы бизнеса.

Просмотров: 420