Наши затраты на такие заводы, как «Южмаш» – это также один из основных способов поддержки экономической стабильности в Украине. Как известно, Днепропетровский Южный машиностроительный завод имени Макарова остановлен до 2 марта текущего года. По имеющейся информации, на предприятии ждут корректировки бюджета, после чего должны получить оборонный заказ, а также взять кредит, чтобы запустить производство тракторов. Замечу, знаменитый «Южмаш» является ведущим украинским предприятием в ракетно-космической отрасли, где, начиная с 50-х годов прошлого века, было создано четыре генерации ракетных комплексов стратегического назначения, около 400 космических аппаратов 70-и различных модификаций, космические ракеты-носители семейств «Циклон», «Космос» и «Зенит». До последнего времени выпускались здесь и различные транспортные средства — от тракторов до троллейбусов, а в связи с последними событиями на востоке страны было налажено восстановление военной колесной техники. Думаю, что с теперешней финансовой монополией в Украине надежды заводчан напрасны. Ведь с такими заоблачными кредитными ставками, которые сегодня есть на рынке, развивать украинскую промышленность и, в частности, «Южмаш» не только очень сложно, а и практически невозможно. И это при том, напомню, что «30% наших расходов предусмотрены на оборону и на обслуживание долга», — заявила еще в конце прошлого года министр финансов Украины Н.Яресько. Так что же делать? Для меня безвыходных положений не бывает. Поэтому и в текущей ситуации есть инструменты, с помощью которых можно было бы минимизировать эти трудности, т.е. создавать более привлекательные условия для вложения финансовых средств в производственный сектор. Правда, выход из текущей ситуации эволюционным путем уже невозможен. Нужна технология экономического прорыва. И она была подготовлена еще в прошлом году. Ее главная задача – это создавать в Украине «Сеть проектов развития» на условиях государственно-частного партнерства, а также присоединяться через владение корпоративными правами к тем акционерным обществам, которые могут обеспечивать лидирующий бизнес и создавать дивидендный поток для своих акционеров. А необходимыми условиями в достижении намеченных целей должны стать целенаправленная экспансия на внешние и внутренние рынки, а также политическая и экономическая поддержка США и Евросоюза. К тому же сегодня на руках у населения, по разным экспертным оценкам, осело наличности в эквиваленте около 90 миллиардов долларов США. Это почти в 12 раз (!) больше нашего золотовалютного резерва и больше, чем вся наличная гривневая масса, соответственно кредиты МВФ – это уже и не такие большие суммы. И эти деньги лежат под подушками, но не работают на экономику страны. Финансовые сбережения населения – это сейчас главный источник длинных денег для проведения экономических реформ, а также основной инвестиционный ресурс для реального сектора экономики Украины, включая, военно-промышленный комплекс. Вот в такие моменты особенно остро ощущается важность развития собственных финансового и фондового рынков, а также производящей экономики Украины. Поэтому сейчас на нашем фондовом рынке надо грамотно подтолкнуть процесс движения, в котором сами участники, а не коррумпированные регуляторы, должны выбрать то, что им нравится и развивать украинский рынок совместного инвестирования. Активно предлагать финансово состоятельным гражданам вкладывать свои свободные средства в финансовые инструменты паевых и корпоративных инвестиционных фондов. Таким образом, им помочь выполнить сегодня ключевую задачу – не столько приумножить свои капиталы, как сохранить. Для практической реализации данного проекта еще в середине прошлого 2014 года под руководством и.о. министра Минэкономразвития А.Максюты была создана рабочая группа по внедрению конкретных мер реализации Концепции «Сеть проектов развития». Были подготовлены решения о создании УКРАИНСКОЙ КОРПОРАЦИИ РАЗВИТИЯ – сокращенно «УКР» (программа минимум - УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ – компании по управлению активами (КУА). Учитывая острый дефицит в комплексном подходе к организации деятельности на украинском рынке, КУА смогла бы стать основным драйвером многих предприятий и частных инвесторов. И мы хорошо понимали, что обязательно на начальном этапе формирования такого рынка в Украине должен возникнуть некий финансовый навес. Тогда частный капитал в больших объемах зайдет на украинский рынок. Потому что увидит – здесь есть ликвидность. А если другие инвесторы увидят, что здесь можно зарабатывать, все уже завтра будут на этом рынке. Об этом свидетельствует и опыт мировых финансовых рынков. В этой связи был подготовлен план действий по запуску «пилотного проекта» по созданию и развитию Венчурного фонда прямых инвестиций на принципах государственно-частного партнерства в Днепропетровской области с капиталом в 1 млрд. гривен. В соответствии с действующим у нас законодательством предусматривалось участие государства в капитале Фонда в размере не более 25%, т.е. до 250 млн. гривен, а остальные средства планировалось привлечь от частных инвесторов. Кстати, бывшие наши соотечественники, проживающие сейчас в Дании, Израиле и на Кипре, тогда подтверждали свою готовность участвовать своими частными инвестициями в размере до 300 млн. гривен. При условии, что деятельность данного фонда будет под контролем и.о. министра Минэкономразвития А.Максюты и Главы Днепропетровской ОГА И.Коломойского. Остальные деньги мы бы привлекли на внутреннем рынке. Более того, с Владимиром Панченко, советником А.Максюты, мы презентовали данный проект президенту Американской торговой палаты в Украине Бернарду Кейси и получили поддержку. Подготовили соответствующее письмо от министерства в адрес главы Днепропетровской ОГА. И в этот период А.Максюта, который в разные годы был первым заместителем министров МЭРТ П.Порошенко и А.Яценюка, образно говоря, попал под жернова люстрации. Соответственно реализация проекта остановилась, и пауза длится до сих пор. А паузы в таком деле не должно быть. Для «оборонки», и, в частности, для знаменитого «Южмаша», по-моему, - это удачное время для движения вперед, несмотря, на нестабильность и спад экономики Украины. Все усовершенствования надо проводить в этот промежуток времени. И ориентироваться на те финансовые инструменты, которые позволят развивать именно долгосрочные проекты в промышленности. Готовить уже сейчас почву для прихода частных промышленных инвесторов. Плюс совместно с правительством формировать для них рынок совместного инвестирования. В этом смысле наши затраты на такие заводы, как «Южмаш» – это также один из основных способов поддержки экономической стабильности в Украине. Александр ГОНЧАРОВ, Директор Института развития экономики Украины
Просмотров: 504