В 2014г. Президент Украины создал Консультативный международный совет реформ и назначил его председателем М.Саакашвили. Без ложной скромности, смею утверждать, что значительно больше бы смог сделать, чем М.Саакашвили, в части реформирования экономики Украины, в определении методов и стимулов для развития рыночной конкурентной среды. Наконец, а что вообще за эти два года сделали Консультативный международный совет реформ во взаимодействии с Национальным советом реформ?!  

      Очень важно понять, что происходит в развитии украинской экономики с политической точки зрения. И что будет происходить в ближайшие месяцы у нас на рынках. Вероятнее всего, единственным выходом из нашего большого финансово-экономического кризиса может стать восстановление к концу 2016 года гривневого инвестиционного ресурса, в частности, запуск в работу институтов совместного инвестирования, потребительских обществ, кредитных союзов и одновременно - установление жестких барьеров между гривневым денежным рынком и валютным.     

     К слову сказать, эту сложную и ответственную работу ни НБУ, ни тем более Кабмин Владимира Гройсмана вряд ли потянут. Что делать? Идеи есть, возможно, удастся их реализовать масштабно и эффективно.  Например, принять, как в Грузии, Акт экономической свободы, который определяет:     

     1) участие граждан в установлении общегосударственных налогов:     

     - введение новых видов налогов (помимо пяти установленных – подоходный, налог на прибыль, НДС, таможенные пошлины, акцизы – за исключением налога на собственность, ставка которого определяется в соответствии с Налоговым кодексом);     

     - увеличение верхних ставок существующих налогов возможно только путем референдума;     

     2) лимиты макроэкономических показателей:     

     - расходы консолидированного бюджета не должны превышать 30% ВВП;     

     - дефицит консолидированного бюджета не должен превышать 3% ВВП;     

     - суверенный государственный долг не должен превышать 60% ВВП;     

     3) принцип универсальности бюджета:     

     - законодательство не может устанавливать привязку любых определенных государственных доходов к финансированию любых бюджетных расходов;     

     4) принцип свободы движения капитала.     

     Да, Украине нужна новая экономическая модель. Такая, чтобы уровень доходов граждан в будущем мог расти. Больше – частных предприятий, меньше - госсектора. Меньше зависимости от углеводородов, большая степень диверсификации производства. И конечно, необходимо задействовать новые ресурсы для того, чтобы получить дополнительную стоимость, которая так нужна украинской экономике. А для этого потребуются крупные структурные реформы. И здесь также нужны новые направления политики и экономические инициативы от Президента Украины, Премьер-министра страны, Верховной Рады.     

     Но всё же, что нужно делать для долгосрочного развития? Эксперты «Давоса», учитывая тот факт, что ослабление гривны по отношению к мировым валютам создает большие возможности для импортозамещения, предлагают:     

     во-первых, максимально эффективно использовать эту ситуацию для реализации различных проектов импортозамещения.     

     Второе, надо переформатировать деятельность наших торгпредств за рубежом, усилив поддержку украинского экспорта. Нужна структура для обеспечения гарантий и страхования рисков. Однако, до сих пор в Верховной Раде Украины не проголосован законопроект об экспортно-кредитном агентстве (ЭКА). А ведь этот Закон открыл бы много различных возможностей для кредитной поддержки украинских экспортных программ.     

     Третье, срочно создавать условия, которые бы позволяли инвесторам делать свой выбор в пользу инвестиций в экономику Украины. Думаю, уже слишком затянулась у нас эта инвестиционная пауза, включая, заметное снижение инвестиций в основной капитал. Активно расширять линейку финансовых инструментов для кредитования предприятий реального сектора экономики и кооперации.     

     Четвертое, дерегуляция ведения малого и среднего бизнеса, т.е. упрощение госрегистрации предприятий и доступа к земельным участкам, к различным газо-, электро-, водосетям, сокращение разрешений на строительство и прочее.     

     Пятое, развитие государственно-частного партнерства.     

     Шестое, снятие ограничений по инфраструктуре и прежде всего в энергетике и транспорте, сокращая издержки бизнеса.     

     Седьмое, заморозить хотя бы на 2017 год тарифы естественных монополий, что обеспечит серьезную экономию оборотных средств для предприятий и компаний малого и среднего бизнеса.     

     Восьмое, отказаться от увеличения налогового давления в пользу расширения налогооблагаемой базы.       

     И вот наткнулся на слова П.Порошенко: «Мы достаточно долго думали, как лучше использовать знания, опыт и уникальные ноу-хау Михаила Саакашвили. В Грузии он смог реформировать фактически все сферы экономической, политической и общественной жизни. (...) До недавнего времени Михаил был, по сути, внештатным консультантом Украины по вопросам реформ. И сегодня, наконец, он получит официальный статус».     

     Тогда в 2014г. Президент Украины создал Консультативный международный совет реформ и назначил его председателем М.Саакашвили. Без ложной скромности, смею утверждать, что значительно больше бы смог сделать, чем М.Саакашвили, в части реформирования экономики Украины, в определении методов и стимулов для развития рыночной конкурентной среды. Наконец, а что вообще за эти два года сделали Международный Консультативный межд. совет реформ во взаимодействии с Национальным советом реформ?!     

     Что ж, любая страна уникальна. Особенно Украина с ее сложнейшей текущей ситуацией. И мы не можем развиваться по лекалам или сценариям Китая, Германии, США или, например, Грузии. Правда, могли бы что-то взять от одних, перенять что-то у других. Но всегда у любой страны должен быть свой собственный путь развития.

     Олександр ГОНЧАРОВ,

     директор Інституту розвитку економіки України 

Просмотров: 360