Какие макроэкономические риски к концу 2016 года вижу? Прежде всего, дай Бог не развалиться окончательно экономике Украины. Далее, удержать под контролем безработицу. Не исчерпать золотовалютные резервы. Удержать на плаву банки и корпорации с большой долей заемных средств. Что для этого делать?

       Какие макроэкономические риски к концу 2016 года вижу? Прежде всего, дай Бог не развалиться окончательно экономике Украины. Далее, удержать под контролем безработицу. Не исчерпать золотовалютные резервы. Удержать на плаву банки и корпорации с большой долей заемных средств.     

     Что для этого делать? Переходить к другой структуре экономики, ориентируясь на страны Восточной Европы. При этом обязательно придется менять институты, правда, в том числе и политические. Но что здесь впереди, а что сзади, возможно, теперь подскажет Лешек Бальцерович. Лично для меня одно очевидно – воля общества и государства должны быть едины. Это особенно актуально, т.к. у Премьер-министра Владимира Гройсмана в краткосрочной перспективе выбора уже нет, вообще никакого.     

     Почему? Потому что дальнейшее сокращение госрасходов будет еще больше сжимать внутренний спрос и порождать  дальнейшее сокращение поступлений в бюджет. И точка равновесия может быть достигнута на уровне гораздо более глубокого спада экономики, чем могло бы быть, если бы Кабмин расходовал бюджетные средства в больших объемах. Но В.Гройсман уже просто не может поддерживать программы бюджетных стимулов. Это окажется тяжелейшим ударом по потенциалу выхода из затянувшейся рецессии. Что делать? Убежден, оптимальным решением по стабилизации ситуации с последующим выходом на траекторию роста – это не пытаться выплачивать долги, а объявлять дефолт.

     В этой связи, рассуждая на эту тему, не мог ответить коллегам-американцам, а им трудно понять, почему мы существуем самым сложным и самым затратным способом. Почему на развилках Украина выбирает не оптимальные пути? Несомненно, есть надежда, что в этой войне мы победим. И будет новая экономика, придут инвестиции. Но опять-таки мы побеждаем снова самым затратным способом. Во всех наших войнах мы побеждаем самым тяжелым, ресурсоёмким и слишком затратным способом.     

     Мои иностранные собеседники также мне говорили, что если наша экономика сверхцентрализована, если собственность сверхконцентрирована, если налогов слишком много, наконец, если валютная политика вызывает кучу вопросов – то это называется бег с гирями. Грубо говоря, поздно пить боржоми, когда почки (банки и предприятия) отвалились от экономики. Правительство не трансформировалось, поэтому уже в ближайшие пару месяцев правительство будет иметь «удовольствие» столкнуться с очень суровой оценкой рынка.  

   Текущая ситуация – это полшага к реальному дефолту. А смена состава Кабмина – это предвестник реального большого дефолта, который может случиться. И первый громкий скандал из-за оффшоров новоиспеченного министра финансов – это еще одно движение в этом направлении для оценки нашими западными партнерами. Как наш министр финансов может теперь говорить о борьбе с коррупцией и с кризисом, если мы еще больше погружаемся в финансовый и государственный кризис?! Всё это заставляет задуматься и представителей МВФ о том, что те методы, которые были выбраны в 2014 году, - не эффективны. И плюс наши высокие чиновники вместо привлечения иностранных инвестиций продолжают заливать пожар керосином.     

     А какие сегодня нужны Украине иностранные инвестиции? Ну, во-первых, сейчас их нужно очень много. Во-вторых, их нужно диверсифицировать по отраслям. В-третьих, остановить бегство капитала из Украины. В-четвертых, нужны прямые инвестиции, которые несут с собой менеджмент, технологии, оборудование и, конечно же, культуру производства.     

      В принципе, у нас есть хорошие возможности для США, ЕС и того же Китая создать для себя в Украине запасной рынок труда. Мы то - чего боимся? Или в Кабмине не знают, как это делать? Поэтому Премьер-министр В.Гройсман обязан обществу сказать, что намерен делать Кабмин, какая у него национальная идея. Не только говорить, что строим страну с тремя официальными символами - Государственным Гербом Украины, флагом и гимном. А именно заявить, какой общественно-экономический уклад розбудовується.     

     Причем заявление такое должно прозвучать в Верховной Раде. После этого уже выстраивать эффективную работу госаппарата для выработки конкретных мер по спасению экономики страны. И главное – уважать и понимать людей, для которых правительство должно работать, защищая интересы государства. При этом, наконец-то, начать борьбу с крупными хищениями чиновников, чтобы деньги по-белому потекли в бюджет, а не по-черному в свои карманы.     

     Правда, еще пару лет назад я предупреждал, дескать, перестаньте рассчитывать на государство. Вы не нужны тем, кто вас сильнее; вам не нужны те, кого сильнее вы. Ничего нового и по-новому не будет! Никого, подчеркиваю, никого не интересует ваша жизнь. А если к вам и проявляет кто-нибудь участие, то будьте уверены - это из самых корыстных соображений, и особенно за то, что вам досталось даром - заплатите минимум втройне дороже. Убедились?!

     Александр ГОНЧАРОВ,

     Директор Института развития экономики Украины

Просмотров: 362