Можно и не платить, если Вас не интересует результат.

         Акции протеста афганцев и чернобыльцев под стенами Верховной Рады  показали  несостоятельность той модели государства, которая у нас строится при полном контроле из вне. На мой взгляд,  эта акция была вызвана не только тем, что люди, которые в ней участвовали, пришли отстаивать законные свои интересы,  но и постоянным враньём власть имущих о том, что чуть ли не все беды страны от льготников, и что на эти льготы нет денег. Чего стоят только заявления господина Тигибко о каких то 30 тыс. гривен  в месяц пенсии (не соответствует действительности), и фразы что они обнаглели (это о своём то народе).

Давайте немного разберёмся в этом вопросе. Так как я  являюсь ликвидатором аварии на ЧАЭС в составе в.ч 73413 немного лучше разбираюсь в чернобыльских льготах, которые практически во времена СССР были  одинаковые для всех  военнослужащих принимавших участие в боевых действиях.

Итак было в 1991 году: внеочередное получение квартиры от государства, ежегодное стационарное обследование и лечение в специализированной клинике, 100% больничный, ежегодная бесплатная путёвка в санаторий на 24 дня, 50% скидка на оплату коммунальных услуг, освобождение от подоходного налога, таможенной и госпошлины, бесплатный проезд в общественном транспорте, дополнительный  отпуск, выплата оздоровительных в размере 2-х зарплат, на 10 лет раньше выход на пенсию, внеконкурсное образование в любом ВУЗе.

         После последовательных урезаний  льгот осталось: пенсия в размере не меньше 5 минимальных зарплат и то только для инвалидов (это около 4,5 тис. гривен, для тех у кого плохо с математикой);  выход на 10 лет раньше на пенсию (для тех, кто конечно дожил), 100% больничный,  скидка 50% на коммунальные платежи, причём фактически только на услуги ЖЕКа, так как на воду, тепло и электроэнергию она почему то распространяться перестала; теоретически осталось получение бесплатной путёвки, бесплатное лечение, но это очень теоретически.

         Но даже эти обязательства перед ветеранами государство упрямо не выполняет. Люди подают в  суд и даже иногда эти суды выигрывают, что очень непросто в нашей стране. Смысл законопроекта № 9127, который и вызвал протест, фактически заключался в том, что бы дать правительству право не выполнять гарантии государства ветеранам, а так же не выполнять решения суда. Законопроект называется «Про гарантії держави щодо виконання судових рiшень», которым предоставляется право государству фактически не выполнять решения суда по взысканию с государственных органов  средств.  Мало того, что выполнение судебных решений по отношению к государству усложняется, так ещё и записана норма, что в случае не своевременного выполнения государством  выплат по решению суда, начисляется пеня в сумме 0,3% годовых. Нетрудно догадаться, что при такой неустойке выплачивать основную сумму долга не будет никакого смысла.

         Так же этим законопроектом предусматривается выполнение социальных гарантий по льготникам по остаточному принципу и фактически отменяется действие всех льгот, так как формулировка «в порядку та розмірах, встановлених  Кабінетом міністрів України»,  фактически льготы упраздняет. То есть вместо законов будут действовать постановы Кабмина.  Льготы конечно бывают разные,  но льготы афганцев и чернобыльцев – это те заработанные ими деньги, которые им не выплатило государство, ну не  принято было в СССР платить деньгами.  К тому же большинство афганцев и чернобыльцев за потерянное здоровье не получили вообще ничего (в отличие от потерпевших), так как служили на то время в армии, а армия была бесплатной обязанностью каждого.

         Вернёмся немного к модели государства, которое вот уже 20 лет строится в Украине.  Так,  в СССР, даже во времена горбачёвской разрухи, социальные гарантии осуществлялись в полном объёме. В Беларуси, России и Казахстане гарантии афганцам и Чернобыльцам осуществляются в полном объёме и без судов, при этом уменьшения гарантий за 20 лет со стороны государств не происходило, при этом все долги по вкладам  СССР, так же давно выплачены. Стоит отметить, что в этих странах влияние на экономику со стороны государства велико и существуют целые отрасли подконтрольны государству. Европа постоянно указывает и Беларуси и России о том, что они не достаточно демократичны. Почему тогда в недостаточно демократичных государствах,  демос живёт лучше, чем в стране, которая строит  демократию европейского типа и на каждом углу кричит, что мы европейцы?

         Интересно, почему то власть считает льготы не честно заработанными деньгами, а субсидиями, и что если человек живёт не за чертой, то ему можно ничего не платить.  Власть с упрямством достойным другого применения тянет отсталую Украину в Европу, говоря, что мы европейцы, хотя нашему государству далеко до стандартов жизни даже соседних России и Беларуси. Политика ничего никому не платить отслеживается и в оплате труда. Так по данным МВФ, производительность труда в Украине составляет около 30% от среднего по 25 странам ЕС, почему же тогда зарплата составляет 15-20% от такого же показателя в ЕС.

         В Европе, кстати, как и в России  действует принцип монетизации льгот, а так же существуют серьёзные разовые выплаты  за потерю здоровья военнослужащими (я уже даже не вспоминаю, сколько платили в час ликвидаторам на Фукусиме).  Если государство идёт в Европу, выплатите хотя бы половину от европейских норм (или 10% от японских) и тогда о льготах никто вспоминать не будет, но как же – денег нет.  Зато есть десятки миллиардов на спасение частных банков и миллиарды на постройку не нужных большинству населения объектов Евро, при этом ликвидируя общедоступные места для занятий спортом.

         Так  где же преимущества либеральной рыночной модели экономики, о которых говорили все 20 лет, или мы какое-то не то государство строим, и есть ли вообще у нас государство, или Украина уже колония иностранных корпораций и банков где все действия правительства контролируются из вне в интересах, так называемых инвесторов? Почему то власть считает святой обязанностью выполнять обязательства перед иностранцами за счёт не выполнения обязательств перед своими гражданами. Хотя в США принято считать государственными обязательствами даже будущие расходы на выплату социальных гарантий, невыплата которых считается государственным дефолтом.

         В  Украине всё с точностью наоборот, можно и не платить, пока народ не выйдет с протестом, почему  то  считая, что внутренний дефолт не влияет на инвестиционные  рейтинги государства.  Вот и получается, что граждане Украины живут в государстве хронического двадцатилетнего дефолта.

 

Всеволод Степанюк                 

 

Просмотров: 1182