В среду, 16 марта 2016 года, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам промышленной политики и предпринимательства под председательством В.В. Галасюка поддержал законопроект №3868 от 02.02.2016 года, предусматривающий внесение изменений к некоторым законам Украины для уменьшения дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке с целью первоочередного обеспечения потребности оборонной промышленности и восстановления объектов инфраструктуры.

Многие журналисты в том числе таких солидных изданий как еженедельники «Зеркало недели. Украина», «2000», обращали внимание общественности и органов государственной власти на беспрецедентную истерию, развязанную в СМИ и даже в Верховной Раде Украины «экспертами» и отдельными «непредвзятыми» общественными организациями о будто бы катастрофической опасности для металлургии увеличения и даже сохранения на уровне 2015 года объемов экспорта лома черных металлов. Арсенал лоббистов сокращения экспортных поставок металлолома содержит сфальсифицированные данные о показателях функционирования сталеплавильной и ломозаготовливающей подотраслей металлургии, непрофессиональные суждения, содержащие примитивные ошибки результаты «расчетов», откровенную дезинформацию о будто бы дефиците металлолома в государстве, мифы об отрицательном влиянии его экспорта на экономику Украины. Ежедневное зомбирование такими утверждениями руководителей государства и его граждан ставит своей целью и предполагает, что во время нынешнего политического кризиса никто в органах власти не станет разбираться в сути оглашаемой «патриотами» ложной тревоги за судьбу металлургии. В итоге создаваемая «информационная пурга» и манипуляции с общественным мнением в сочетании с другими стимуляторами окажет нужное воздействие на принимающих решения чиновников и депутатов. Так и случилось на названном заседании 16 марта 2016 года Комитета Верховной Рады, который поддержал суперкоррупционный, по мнению автора данной статьи, законопроект №3868.

В этих условиях возникает необходимость в очередной раз проанализировать справедливость и достоверность генерируемых «экспертами» мифов о состоянии металлургии Украины и обеспечении её сырьем, в том числе ломом черных металлов.

Автор настоящей статьи металлург с многолетним стажем. Работая в свое время Министром промышленности Украины, курировал металлургию и связанные с ней подотрасли. Поэтому знает все проблемы металлургии не понаслышке.

Миф №1: об увеличении потребности украинских предприятий в металлоломе. В 2015 году в Украине выплавлено 23 млн.т. стали. Статистика свидетельствует, что для производства определенного количества стали металлургам необходимо 12-13% привозного металлолома. Подчеркиваем – привозного лома черных металлов. Оборотный лом, который образуется непосредственно на металлургических заводах и там же используется для выплавки стали, в макроэкономическом анализе не учитывается. Для выплавки 23 млн.т. стали в 2016 было израсходовано ~3 млн.т. привозного лома черных металлов.

В ближайшей и среднесрочний перспективе создание новых сталеплавильных мощностей в Украине даже не планируется. Оптимистический прогноз: в 2016 году будет выплавлено стали примерно столько же, как в 2015 г., т.е. ~23 млн.т. Потребность внутреннего рынка в металлоломе в 2016 не возрастет и составляет те же ~3 млн.т. Подчеркнем, что для переработки большего, чем 3 млн.т. количества металлолома украинская металлургия не имеет свободных сталеплавильных мощностей. А прогнозы «экспертов», что производство стали в 2016 году составит ~29,6 млн.т. является неприкрытой дезинформацией.

Необходимо также отметить, что крупные комбинаты, определяющие лицо металлургии Украины, построены по принципу полного металлургического цикла: руда плюс кокс - чугун - сталь - прокат. Основным сырьем для них служит железная руда, а не металлолом. В условиях резкого спада на мировых рынках цен на железную руду снижается себестоимость чугуна, а значит и стали. По изложенным причинам лом черных металлов не является «стратегическим сырьем» для украинской металлургии и промышленности в целом.

Миф №2: слабая заготовка лома черных металлов не обеспечивает потребности внутреннего рынка и не позволяет увеличить объемы его экспорта. В 1999-2000 годах Украина заготовляла ~11 млн.т. и экспортировала ~5 млн.т. лома черных металлов. В период с 2000 по 2013 год объемы экспорта металлолома искусственно сокращались властью с целью повышения сумм взяток за выдачу разрешений на его экспорт, с одной стороны, и для снижения закупочных цен на внутреннем рынке, что обогащало олигархические кланы, владеющие металлургическими активами, с другой. В 2013 г. экспорт лома черных металлов был уменьшен до абсурдно низких объемов – 255 тыс.т. Такая политика коррупционеров от предыдущей власти чуть не погубила ломозаготовительную подотрасль металлургии. Однако благодаря реформаторским усилиям Министра экономического развития и торговли А. Абромавичуса в 2014 году экспорт металлолома был увеличен до ~1 млн.т., а в 2015 – разрешен на уровне 1,25 млн.т. Следует поблагодарить А. Абромавичуса за принципиальность и европейский, рыночный подход к рассматриваемой проблеме.

Подчеркнем, что объемы заготовки лома черных металлов следуют за объемами потребления его внутренним рынком и экспорта. Возрастает экспорт – увеличиваются сбор и заготовка металлолома. Прямая зависимость. При этом, отмеченный в 2015 году объем заготовки лома черных металлов на уровне ~4,5-5,0 млн.т. не является пределом возможностей. В этой связи прогнозы «экспертов», что объемы заготовки металлолома в 2016 году сократятся, никак не обоснованы. Дезинформация.

Миф №3: о дефиците металлолома в Украине и «недопоставках» его отечественным производителям стали. Приведенная выше информация свидетельствует, что в Украине за всё время её независимости дефицита лома черных металлов никогда не было и нет сейчас. Однако руководители объединения «Металлургпром» заявляют о нехватке этого сырья. Будто бы в 2015 году внутреннему рынку было недопоставлено 854,4 тыс.т. металлолома. На складах метзаводов в январе 2016 года находилось 105 тыс.т. лома, которого хватает предположительно всего на 9 дней работы. Металлурги же хотят иметь запасы лома в количестве 267 тыс.т., что соответствует расчетным запасам на 20 суток работы отрасли.

Безусловно, расчетливость и запасливость металлургов можно только приветствовать. Даже при том, что норматив запасов сырья, равный 20 суткам, заимствован из инструкций времен Советского Союза. Однако возникает закономерный вопрос – а почему в 2015 году металлурги не закупали лом черных металлов путем заключения форвардных контрактов с предоплатой поставок? Почему металлургические предприятия имеют постоянную в несколько сот миллионов гривень задолженность перед ломозаготовителями за уже поставленную на заводы продукцию? Почему декаларируемая металлургами закупочная цена металлолома существенно ниже экспортной цены этого сырья? Ведь при одинаковой цене и условиях оплаты металлолома на внутреннем рынке и в портах Украины никто не станет заниматься финансово затратным и сопряженным с рисками экспортом, а отправит сырье на украинские заводы. Это очевидно и не вызывает сомнения. Однако на совещании в Министерстве экономического развития и торговли, проведенном с участием ломозаготовительных и металлургических предприятий 18 февраля 2016 года, представитель объединения «Укрмет», крупнейшего в Украине поставщика металлолома, официально заявил, что в феврале ряд украинских комбинатов и приостановили прием лома черных металлов. И это в то время, когда представители этих предприятий кричат со всех трибун, что в Украине дефицит лома черных металлов.

Следует также разъяснить, термин «недопоставка» предполагает невыполнение поставщиком предусмотренных в договоре, контракте объемов поставки продукции в оговоренные сроки. Ни одного примера «недопоставки» металлургическим заводам лома черных металлов на названом совещании приведено не было. А громадные суммы долга металлургов за уже поставленный лом были озвучены.

Миф №4: металлурги Турции, потребляющие импортируемый из Украины металлолом, обладают экономическими преимуществами перед украинскими металлургами. Такие утверждения являются голословными, поскольку не подкреплены никакими конкретными цифрами. На самом деле украинские электросталеплавильные заводы, использующие в качестве сырья только металлолом, имеют неоспоримые преимущества перед аналогичными турецкими предприятиями. Ведь турецкие металлурги несут дополнительные затраты на приобретение украинского металлолома. Состоят они из таких расходов: перевалка металлолома в порту отгрузки - ориентировочно $16 за тонну, экспортная пошлина 10 Евро/т., фрахт судна для перевозки лома в порт Турции - 30÷35 $/т., перевалка металлолома в порту Турции - 8÷10 $/т., перевозка лома из порта на завод - 5÷7 $/т. Суммарно получается ~70÷80 $/т. При учете коэффициента расхода металлолома на выплавку стали, равного 1,12÷1,13, выходит, что дооплнительные расходы турецких металлургов на выплавку 1 тонны стали по сравнению с затратами украинских сталеплавильщиков могут достигать величин 80÷90 $. Таким образом, украинские металлурги имеют преимущества в стоимости сырья на заводе по сравнению с турецкими коллегами, которые несмотря на это демонстрируют рентабельное производство. Сейчас Украина ведет переговоры с Турецкой Республикой о подписании между двумя странами зоны свободной торговли. Необходимо, чтобы в подготавливаемом соглашении объемы экспорта лома черных металлов никак не ограничивались, а также не вводились какие-либо другие ограничительные меры, например увеличение экспортной пошлины на эту продукцию. Такое решение будет выгодным прежде всего для Украины.

Миф №5: зарубежные потребители металлопродукции гнобят украинских поставщиков. В действительности же ряд государств, например США, были вынуждены для защиты своего внутреннего рынка от продаваемой по заниженным ценам украинской металлопродукции ввести по отношению к Украине антидемпинговые санкции в виде либо ограничений объемов поставок, либо путем ввода таможенных пошлин. Но винить в антидемпинговых санкциях необходимо самих себя и преференции, которые имели украинские металлурги по сравнению с зарубежными производителями и которые позволяли поставлять металлопродукцию на внешние рынки по заниженным ценам.

В этой связи обращаем особое внимание Министерства экономического развития и торговли, что введение каких-либо ограничений экспорта металлолома или поднятие на него экспортной пошлины будет однозначно считаться преференциями для украинских производителей металлопродукции. И, как следствие, весьма вероятно приведет к новым антидемпинговым санкциям против Украины со стороны государств, куда наша металлопродукция поставляется.

Хотелось бы услышать комментарии на эту тему лоббистов ограничения экспорта металлолома. Может они согласны на введение новых заградительных антидемпинговых санкций против металлургов Украины? Автор настоящей статьи в бытность защищал интересы ферросплавщиков Украины в США, оспаривая правомерность введенных антидемпинговых санкций. Лучше до этого ситуацию не доводить.

Миф №6: о необходимости «уменьшения дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке с целью первоочередного обеспечения оборонной промышленности и восстановления объектов инфраструктуры». Этот тезис сформулирован в названии законопроекта №3868, зарегистрированного 02.02.2016 в Верховной Раде представителями Радикальной партии Ляшко О.В., Галасюком В.В. и некоторыми коллегами, Народными депутатами Украины.

Об отсутствии дефицита лома черных металлов в Украине уже сказано выше. Остается только добавить, что оборонная промышленность для производства своей продукции использует не металлолом, а готовый металлопрокат разного сортамента. Ей металлолом не нужен. Металлолом не нужен и для восстановления объектов инфраструктуры. Это понятно даже школьнику. Тем не менее радикалы стремятся путем принятия названного законопроекта прекратить экспорт металлолома. Механизм достижения этой цели состоит в увеличении экспортной пошлины до 35 Евро за 1 тонну экспортируемого лома черных металлов. Напомним им, что Украина уже имеет крайне негативный опыт повышения экспортной пошлины до 30 Евро в 2002 году. При пошлине 30 Евро экспорт металлолома стал убыточным и прекратился, большинство ломозаготовительных предприятий оказались банкротами, заготовка лома катастрофически уменьшилась, проблемы с обеспечением этим сырьем возникли у металлургов, государство потеряло экспортную выручку в валюте. Учитывая вышеизложенное экспортную пошлину 30 Евро/т. срочно отменили.

Учитывая вышеизложенное, есть основания предполагать, что авторы и подписанты законопроекта 3868 выполняют заказ металлургических кланов. При этом радикалы, спекулируя на проблемах и трудностях Украины, цинично манипулируют сознанием граждан. Говоря о необходимости первоочередного обеспечения оборонной промышленности и восстановлении инфраструктуры разрушенных городов, они, образно выражаясь, всаживают вилы в бок экономике державы. Ибо предлагаемое повышение экспортной пошлины до 35 Евро остановит экспорт металлолома, прекратит поступление от этого валюты в государство, разрушит ломозаготовительную подотрасль промышленности, которая без экспорта функционировать не может. Идеи законопроекта 3868 - это завуалированная диверсия против экономики Украины.

Миф №7: принудительное ограничение объемов экспорта металлолома, его квотирование будто бы соответствует законодательству и подписанным Украиной договором о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) и соглашением об ассоциации с Европейским Союзом. Конечно же нет. Инициативы, направленные на уменьшение экспорта металлолома путем повышения экспортной пошлины до 35 Евро за 1 тонну или другими способами, не соответствуют декларируемому Украиной курсу на либерализацию внешнеэкономической деятельности, на реформы. Нарушают ряд Законов и Налоговый кодекс Украины. Об этом, в частности, говорится в заключении Главного юридического управления Верховной Рады Украины на законопроект 3868. Однако господин Галасюк В.В. при рассмотрении законопроекта 3868 на Комитете 16.03.2016 не сообщил Народным депутатам и присутствующим о резко отрицательном заключении юридического управления ВР по этому законопроекту. Можно предполагать, что Галасюк В.В. утаивает эти важнейшие документы с корыстной целью. Ибо у господина Галасюка В.В. это уже не первая попытка протянуть коррупционный законопроект в Верховной Раде.      Для того чтобы понять уровень профессиональной, как экономиста, подготовки В.В. Галасюка, автор данной статьи ознакомился с его кандидатской диссертацией, выполненной на тему: «Удосконалення механізму визначення вартості майна підприємств, що ліквідуються». К экономике металлургии эта диссертация никакого отношения разумеется не имеет, как не имеет и научная специализация В.В. Галасюка. Пикантная особенность его диссертации состоит в том, что из 18 статьей по теме диссертации 13 опубликованы в соавторстве с отцом соискателя Галасюком Вал. В. В подобных случаях у ученых всегда возникает вопрос: а кто же писал статьи – соискатель или его отец? Некрасивые прецеденты, связанные с согласованным плагиатом детьми родительских научных работ в Украине уже были.

Для того, чтобы понять уровень профессиональной, как экономиста, подготовки В.В. Галасюка, автор данной статьи ознакомился с его кандидатской диссертацией, выполненной на тему: «Удосконалення механізму визначення вартості майна підприємств, що ліквідуються». К экономике металлургии эта диссертация никакого отношения разумеется не имеет, как не имеет и научная специализация В.В. Галасюка. Пикантная особенность его диссертации состоит в том, что из 18 статьей по теме диссертации 13 опубликованы в соавторстве с отцом соискателя Галасюком Вал. В. В подобных случаях у ученых всегда возникает вопрос: а кто же писал статьи – соискатель или его отец? Некрасивые прецеденты, связанные с согласованным плагиатом детьми родительских научных работ в Украине уже были.

Миф №8: запрет экспорта лома черных металлов в Украине приведет к увеличению производства и экспорта готовой продукции, повышению отчислений в бюджет государства металлургическими предприятиями и поступлений валюты в державу. В действительности ничего из названного не произойдет. Выше уже было сказано, что объемы выплавки стали лимитируются наличием производственных мощностей. Увеличение экспорта металлолома или его запрет никак не влияет на объемы производства стали и на объемы экспорта готовой металлопродукции. Металлолом и готовая металлопродукция (слябы, листовая сталь, арматура, катанка, трубы и др.) идут на разные рынки. Однако сокращение экспорта металлолома однозначно сократит поступления валюты, которая ныне крайне нужна Украине для стабилизации гривни. Необходимо отметить также, что в случае сокращения экспорта лома черных металлов понесут существенные потери не только ломозаготовители, а и ряд смежных подотраслей экономики Украины (порты, железнодорожный и автомобильный транспорт, судоходные компании и другие). Аксиома экономики состоит в том, что каждая страна стремится развивать свой экспорт, а не сокращать его или ограничивать. Подчеркнем, что ни в США, ни в государствах Европейского Союза экспорт лома черных металлов не квотируется, не ограничивается, экспортные пошлины на эту продукцию не предусмотрены.

Миф №9: увеличение экспорта лома черных металлов может оставить без работы 500 тысяч металлургов. То, что на предприятиях горно-металлургического комплекса (ГМК) Украины задействовано такое количество работающих почти правда. В действительности несколько меньше. Но неправда состоит  в том, что рабочие места металлургов будто бы зависят от объемов экспорта металлолома. Фактически к металлолому не имеют никакого отношения работники горнорудных комбинатов, коксохимических, огнеупорных, метизных, ремонтных и многих других предприятий ГМК. А непосредственно в электросталеплавильном производстве, где переплавляется металлолом, работает всего около 1.5 тыс. человек. В то время в ломозаготовительной подотрасли задействовано более 20 тысяч работающих.

Миф №10: объединение «Металлургпром» и Федерация металлургов Украины (ФМУ) направляет в Минэкономразвитие и Кабинет Министров объективные и достоверные данные о производстве стали и потребностях производства в металлоломе. К сожалению, эти общественные организации из года в год целенаправленно дезинформируют правительственные органы, постоянно завышая на 25-30% цифры планируемых объемов выплавки стали и необходимого для этого металлолома и занижая возможности его заготовки в Украине. Далее на базе этой дезинформации Министр экономического развития и торговли подписывает приказ, определяющий разрешаемый объем экспорта лома черных металлов в текущем году. В 2015 году такой приказ №381, основанный на сфальсифицированном прогнозе производства стали в объеме 28 млн.т., был подписан 17 апреля и определял годовую квоту на экспорт лома черных металлов в размере 1,25 млн.т. Естественно, что с начала 2015 года до названной даты Минэкономразвитие контракты на экспорт не регистрировало. Но самое страшное заключается в том, что когда по результатам работы металлургии в первом полугодии было ясно – производство стали не превысит 23 млн.т., а значит весь заготовленный металлолом внутренний рынок не сможет переработать, Министерство не увеличило объем допустимого экспорта этого сырья. В ноябре 2015 года квота 1,25 млн.т. на экспорт металлолома выбрана. Экспортные контракты Минэкономразвитие прекратило регистрировать. Судя по реакции А. Абромавичуса на обращения к нему ассоциаций металлоломщиков, можно предположить, что остановка экспорта металлолома обусловлена требованиям такой меры со стороны А.П. Яценюка. Что это? Некомпетентность нашего Премьер-Министра или удовлетворение чьей-то просьбы в ущерб экономике державы судить читателям. А за умышленную дезинформацию правительственных органов, приведшую к ошибочным решениям, негативным последствиям и финансовым потерям государства, дезинформаторов следует привлекать к уголовной ответственности.

Особое возмущение профессионалов-металлургов, ученых, специализирующихся на металлургической тематике, вызывает вопиющая, циничная дезинформация, содержащаяся в Пояснительной записке к законопроекту №3868.

Например, в Пояснительной записке содержится утверждение, что дефицит металлолома в Украине создает предпосылки для увеличения части более дорогого чугуна в сталелитейной шихте, для наращивания импорта лома черных металлов и горячебрикетированного железа. На самом деле никакого наращивания импорта лома нет и никогда не было. Наоборот, Украина сократила импорт металлолома практически до нуля, до совсем незначительных объемов. А горячебрикетированное железо Украина вообще не импортирует.

Приведенные в Пояснительной записке цифры относительно поступлений в бюджет Украины за счет заготовки и экспорта лома черных металлов также недостоверны. Доходы, поступившие в бюджет от ломозаготовительной подотрасли, складываются не только из экспортной пошлины. Как уже сказано ранее, в этой подотрасли работает ~20 тысяч человек и они платят налоги. В электросталеплавильной подотрасли металлургии, сырьем для которой является металлолом, работает ~1500 человек.

И последнее. Деструктивные элементы и лоббисты от металлургии в марте текущего года устроили демонстративный демарш против решений Минэкономразвития. Оказывают недопустимое давление на Министерство с целью сорвать намеченную на 2016 год программу экспорта лома черных металлов в объеме 1,1 млн. тонн. Для этого объединение «Металлургпром», во-первых, обжаловало в Окружном административном суде г. Киева приказ Министерства от 01.03.2016 №337 об утверждении расчетного баланса сбора и потребления лома черных металлов на внутреннем рынке в 2016 году.

Составление подобных прогнозных балансов является наследием эпохи социализма. В нынешней рыночной экономике они никому не нужны. Эти прогнозные балансы в Министерстве являются внутренними документами ориентировочного свойства и, естественно, приказы об их утверждении не требуют какого-либо и где-либо согласования. Но «Металлургпром» оспаривает этот прогнозный баланс в Окружном административном суде города Киева. Абсурд. Одновременно смешно и грустно. Так можно дойти до того, что в судах будут оспариваться математические гипотезы предсказания астрологов или прогнозы погоды.

Более того. Металлурги, которые не устают повторять, что все их беды возникли из-за экспорта металлолома, вдруг сами подали заявки на регистрацию экспортных контрактов на вывоз лома черных металлов за рубеж в объеме более миллиона тонн?! Которого, заметим, у них будто бы нет. Цель этой акции понятна – сорвать экспорт металлолома.

В заключение необходимо подчеркнуть, что заместитель Министра экономического развития и торговли М.Е. Нефедов, проводивший совещание 18.02.2016 с металлургами и ломозаготовителями, и его коллеги стоят на позициях необходимости скорейшей дерегуляции и либерализации рынка лома черных металлов, как это осуществлено в Европейском Союзе. Командой А. Абромавичуса, которая ещё работает в Минэкономразвитие, планируется отмена количественных ограничений экспорта металлолома путем упразднения процедуры регистрации экспортных контрактов. Хватит ли у них сил преодолеть оголтелое давление защитников коррупционных схем в этой сфере и активность «бескорыстных» радикальных псевдопатриотов с законодательными вилами наперевес покажет время. А пока экспорт лома черных металлов заблокирован. Валюта Украине будто бы не нужна. При этом украинское общество грустно наблюдает радикальные спекуляции на крайне болезненной для народа теме необходимости поддержки оборонной промышленности и восстановления инфраструктуры разрушенных войной районов.

Просмотров: 407