Реформы всегда полезнее. Но из-за опоздания они потом проводятся гораздо болезненнее и с большими затратами. А у нас в Украине при аховом состоянии экономики реформы вообще надо проводить быстро и даже спешно. Иначе, как свидетельствует практика предыдущих лет, они большей частью будут заторможены или вовсе не будут проведены.

     Один из основных мировых уроков реформаторства заключается в том, что нет ничего хуже отложенных реформ. Когда власть сознает, что реформы необходимы, но сталкиваясь с какими-то препятствиями или сопротивлениями, она их из-за этого откладывает. Дело в том, что реформы всегда полезнее. Но из-за опоздания они потом проводятся гораздо болезненнее и с большими затратами. А у нас в Украине при аховом состоянии экономики реформы вообще надо проводить быстро и даже спешно. Иначе, как свидетельствует практика предыдущих лет, они большей частью будут заторможены или вовсе не будут проведены.  И тогда, сколько бюджет страны теряет от не проведения реформ?!

     Увы, но наша экономика становится всё более непредсказуемой, так как управлять ею нынешними методами могут только не очень ответственные чиновники. И что будет в 2015 году с нашими рынками? Мы не знаем. Ведь министры и законодатели нигде не пишут развернутые статьи о своем видении в решении актуальных проблем и путях выхода из этого системного кризиса. Что у них в головах о предстоящих реформах? Может быть, только один баскетбол, как у министра Минэкономразвития Украины Айвареса Абрамовичуса?!

     Никогда еще один профессионал, без сильной и интеллектуальной команды, реформы в одиночку не проводил: ни в министерстве, ни в отрасли, ни и в целом в стране. Должна к власти приходить команда единомышленников со своей целостной программой, которая предусматривает построение определенной экономической модели. Обязательно эту  модель должен изучить и поддержать Президент Украины. Если этого нет – ничего не выйдет.     

     Как ни горько это признавать, но мы в предыдущие годы не только не провели необходимые реформы, мы еще более осложнили их проведение в будущем. А символ самой безграмотной экономической политики в Украине – это пенсионная реформа под руководством С.Тигипко. Но самое печальное и опасное в том, что украинская экономика фактически перестала зарабатывать, а правительство только тратит и просит финансовую помощь уже отовсюду.     

     И все министры последних нескольких составов КМУ постоянно ломали головы: с чего бы начать социально-экономические реформы? Однако наши власти никак не могут понять, что любая страна уникальна. Особенно Украина с ее сложнейшей текущей ситуацией. И мы не можем развиваться по лекалам или сценариям Грузии, Литвы, Польши или даже США. Правда, могли бы что-то взять от одних, перенять что-то у других. Но всегда у любой страны должен быть свой собственный путь развития. В этой связи предлагаю сосредоточиться на реформировании следующих пяти ключевых направлений.     

     Во-первых, требует реформирования вся система формирования социального и человеческого капитала в Украине (социальные сети и взаимосвязь между ними в нашем обществе, на что нацелены люди, программа их профессиональной подготовки, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, прочее). И цель здесь – формирование среднего класса, как гаранта стабильности. Более того, средний класс в стране – это наибольший фактор привлекательности для инвесторов. Ведь эти люди затем становятся основными потребителями на различных рынках и сами начинают инвестировать. Словом, начинать комплексную реформу надо с создания в Украине среднего класса.

     Во-вторых, надо проводить реформу здравоохранения. В экономическом развитии страны также важны открытия в области медицины, факторы повышения качества жизни и здоровья населения, что в итоге влияет на производительность труда. Нужно, как в клиниках Евросоюза и США переходить на лечение пациентов по медицинским стандартам.     

     В-третьих, это окружающая среда и реформа в сфере экологии.     

     В-четвертых, реформирование финансового рынка и значительное упрощение процедур доступа бизнеса к рынкам капитала. Программа структурной реформы украинского финансового рынка должна войти в первую десятку общенациональных приоритетов. И тем самым постараться уменьшить отток капитала из Украины. Сколько бюджет страны теряет от не проведения реформ фондового рынка и пенсионной системы Украины? По оценкам различных экспертов эта цифра составляет до 5 млрд. грн. ежемесячно. Мы также должны и способны увеличить объемы торгов на украинском организованном фондовом  рынке не менее чем в 100 раз за счет привлечения внутренних инвесторов. И у нас до сих пор нет цивилизованного срочного рынка.     

     В-пятых, реформировать законодательную базу, включая систему налогообложения, которая бы сделала привлекательным реальный сектор экономики Украины для прямых иностранных инвестиций. Важно понимать, каким должен быть уровень уверенности инвесторов при вхождении на украинский рынок.     

     Итак, сможем ли мы провести такую коренную и комплексную социально-экономическую реформу за два года? Больше времени у нас нет на то, чтобы перейти от вооруженного противостояния на востоке страны и кризиса украинского рынка к товарному изобилию и твердой гривне.

     Олександр ГОНЧАРОВ,

     Директор Інституту розвитку економіки України    

Просмотров: 397