Выход Великобритании, последовательно продвигавшей проукраинскую повестку дня, может серьезным образом негативно отразиться на наших собственных евроинтеграционных процессах.

Во всех евроинтеграционных чаяниях, Украина всегда уповала на помощь наших западных партнеров. Однако, после того, как наметился выход Великобритании из ЕС, у Европы, судя по всему, будет меньше времени на решение проблем Украины. Намного более серьезные проблемы наметились для самого Европейского союза, и эти проблемы, в лучшем случае, отодвинут вопрос Украины на задворки повестки дня, а в худшем – навсегда похоронят надежды страны на евроинтеграцию, которой нас «кормили» с экранов телевизоров украинские политики на протяжении последних 2,5 лет.

За пределами политического анализа ситуации, намного более важным остается реальный анализ денежных потоков в Евросоюзе. Именно он дает возможность правильно оценить ситуацию и спрогнозировать, какое будущее может ждать Европу в ближайшие годы. А ситуация выглядит следующим образом: динамическое расширение Европы в данный момент можно считать завершенным. Причиной тому – проблемы реформирования общего бюджета ЕС.

«Динамика доходов и расходов общеевропейского бюджета с начала тысячелетия определялась прежде всего решениями о расширении Союза. Вначале стран-членов было 15, потом 25, 27 и, наконец, 28. Каждая новая страна увеличивала расходы «старых» членов объединения. После завершения этапа активного расширения Союза на восток (последней была Хорватия в 2013 году), бюджет стабилизировался. С 2014 года проводится бюджетная реформа, задачами которой, в частности, стало уменьшение бюджетной нагрузки на членов ЕС. С 2014 года доходы европейского бюджета находятся на стабильном уровне 142-143 млрд. евро», - описывают динамику бюджета Европы специалисты исследовательской научной организации ЦИЭСКР.

В сводном виде, по данным Еврокомиссии, картина выглядит следующим образом:

Основные статьи, по которым формируется общий бюджет ЕС, это традиционные собственные ресурсы, НДС, отчисления, связанные с валовым национальным доходом (ВНД) и профицит предыдущего года. Для чего нужен этот бюджет? В первую очередь, для поддержки относительно «недавних» членов сообщества и стран с недостаточно стабильной экономикой. К таковым следует отнести, например, Польшу, Румынию или Хорватию. Эти страны, вкупе с Грецией, Венгрией и другими, не приносят достаточного количества доходов в общий бюджет и наоборот – требуют спонсирования. В отличие от Великобритании, тратившей 0,28% ВНД именно на бюджет ЕС, формируя фонд финансовых вливаний для стран Восточной Европы.

Что касается Польши, для того, чтобы «прокормить» ее, ЕС ежегодно тратит 13,7 млрд. евро субсидий. Это 5 млрд. евро Великобритании, 4,7 млрд. евро Нидерландов и 4,5 млрд. евро Италии. И обвинения популистов, агитировавших за Брексит, отчасти строились именно на этом факте: Восточная Европа забирает много средств из общей казны; граждане стран вроде Польши отнимают рабочие места немцев, англичан и французов; они не принимают активного участия в решении глобальных проблем, таких как проблема беженцев, в связи с чем ответственность за эти решения ложится на наиболее развитые экономики, создавая экономическую и социальную нагрузку.

О чем это все свидетельствует? Как по мне, все довольно очевидно. Именно государства Восточной и Центральной Европы будут в числе наиболее сильно пострадавших от выхода Великобритании из Европейского союза. С одной стороны, евроскептицизм и миграционный кризис, с другой – удар по общему бюджету Евросоюза. Пострадают от этого не только страны-участники ЕС, речь идет также о тех, кто сегодня пытается наладить с Европой партнерские отношения – Молдова, Грузия и, естественно, Украина.

Выход Великобритании, последовательно продвигавшей проукраинскую повестку дня, может серьезным образом негативно отразиться на наших собственных евроинтеграционных процессах. Более того, этот кризис также может повлиять и на наше сотрудничество с МВФ, и никакое миграционное законодательство здесь нам не поможет. В этом случае, следует говорить о необходимости поиска новых партнеров, вроде недавнего удачного подписания договора о ЗСТ с Канадой. По-прежнему перспективным для Украины остается Китай, а в перспективе – страны ОПЕК. Если евроинтеграция Украины будет остановлена в связи с выходом Британии из Евросоюза (а это, к сожалению, реальная перспектива), у правительства должен быть вразумительный план действий по минимизации экономических потерь для нашей страны. Будем надеяться, что «План Б» уже в разработке.

Просмотров: 372