Дальнейшее промедление с проведением структурных реформ и началом борьбы с коррупцией просто смерти подобно. И это гигантская драма для П.Порошенко и А.Яценюка. Очевидно, что они, как и их предшественники, наконец-то решили персонифицировать процесс реформирования и реализации национальных программ.

     На очередном заседании Национального совета реформ, которое проходило в Администрации Президента 17 февраля, были утверждены ответственные за их проведение. Итак, министры финансово-экономического блока и Глава НБУ получили целый короб поручений. Теперь мы четко знаем, что дерегуляция и развитие предпринимательства,  реформа управления государственной собственностью – это сфера ответственности министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса. Налоговая реформа за министром финансов Натальей Яресько, а реформа финансового сектора – Главой Национального банка Украины Валерией Гонтаревой.     

     Дальнейшее промедление с проведением структурных реформ и началом борьбы с коррупцией просто смерти подобно. И это гигантская драма для П.Порошенко и А.Яценюка. Очевидно, что они, как и их предшественники, наконец-то решили персонифицировать процесс реформирования и реализации национальных программ. Такое уже ранее было, но в менее сложных и драматичных условиях. Соответственно вызовы, с которыми уже столкнулись Президент и Премьер-министр, более масштабные и болезненные. И это, видимо, заставило П.Порошенко действовать.     

     Однако, трудно понять, как в текущих тяжелых условиях руководителям финансово-экономического блока Кабмина А.Яценюка работать с Национальным банком скоординировано, проводя реформы? Следует также напомнить, что у нас давно существует разделение между минфином и минэкономразвития. Правда, с одной стороны, это хорошо и правильно, с другой, - финансовый блок не имеет непосредственной ответственности за экономический рост. Получается так, что финансовая и бюджетная политика страны, включая доходную и расходную части бюджета, находятся в руках минфина, а ответственность за темпы и качество экономического развития Украины возложены на минэкономразвития.     

     И, к сожалению, никак не может наладиться взаимодействие НБУ, минфина и минэкономразвития. Тогда как, например, в самой мощной экономике мира постоянно действует налаженная система функционирования и ФРС и министерства финансов США. Поэтому эффективное взаимодействие между ними – это залог стабильности американского доллара. В частности, ФРС «стоит» за инфляцией и осуществляет эмиссию денег. А министерство финансов управляет государственным долгом Соединенных Штатов.     

     В отличие от Америки у нас нет такой слаженности действий и мы, видимо, не случайно находимся на дороге к дефолту: курс гривны с начала 2015 года обрушился на 50%, а золотовалютные резервы Украины – на 15%. С 18 февраля уже и хлеб подорожал более, чем на 10%. Плюс Глава НБУ В.Гонтарева в ходе 11-й инвестиционной конференции компании Dragon Capital окончательно «обрадовала» всех сообщением о том, что «в соответствии с нашей программой с МВФ повышение тарифов будет очень резким - на 280% на газ и около 66% на тепло».     

     Когда эти цифры знаешь, становится ясно, что в связи с ростом тарифов естественных монополий автоматически выросли цены в целом по экономике на размер инфляции издержек. Соответственно инфляцию издержек только монетарной политикой изменить нельзя. Но что в текущей ситуации делает НБУ? Он продолжает девальвировать гривну. То есть, для того, чтобы понизить инфляцию, Нацбанк стал понижать курс гривны?! В это трудно поверить. Но об этом красноречиво говорят сами цифры?! Ведь девальвация повышает цены на импортные товары и делает их менее привлекательными для нашего потребителя. Также падает реальная покупательная способность денежных доходов. Более того, часто девальвация нацвалюты может быть одной из причин инфляции внутри страны.     

     Поэтому в США и других странах делают наоборот. Чтобы понизить инфляцию, повышают курс национальной валюты. Логика простая – если курс гривны повышается, то стоимость импорта падает. В результате инфляция падает. У нас наоборот. И это притом, что не так давно и П.Порошенко, и А.Яценюк сами были министрами минэкономразвития, работали в Нацбанке и прекрасно знают эти проблемы. Но также их сами не решали.     

     Более того, эти проблемы из года в год лишь усиливались, в том числе и за счет решений Национального банка Украины. Судите сами. Сейчас очень важна поддержка малого и среднего бизнеса, в частности, построение более эффективной системы гарантий заимствования и системы рефинансирования для производственного сектора, за что отвечает минэкономразвития. Но как это сделать без НБУ? Тем более, что Нацбанк не понижает, а, наоборот, резко поднял в этом месяце 6 февраля учетную ставку с 14% до 19,5%! Хотя любой эксперт подтвердит, что «обычным» шагом для такой ставки считается 0,25 или 0,5 процентного пункта. Выходит, как и раньше, так и сейчас монетарный регулятор координирует свои действия только с Минфином. И, видимо, нет шансов у НБУ стать независимым административным институтом.     

     Так что же делать в текущей ситуации? В первую голову реорганизовать существующее министерство экономического развития и торговли в Министерство развития с получением дополнительных полномочий и функций. А также предоставить ему статус главного экономического министерства (подобно Казначейству Великобритании; Министерству экономики, финансов и промышленности Франции; Министерству развития Турции; Министерству бюджетной стратегии и экономики Казахстана и т. д.). Высокопоставленные чиновники должны понять то, что экономика страны – это цельный организм. А пока у руководства нашего финансово-экономического блока правительства мозаичное мышление. Поэтому минэкономразвития, минфин и НБУ, решая узкокорпоративные и только им понятные проблемы, никак не могут «слепить» целостную и комплексную программу реформирования экономики Украины.     

     И что будет в ближайшее время с нашими рынками? Мы не знаем. Ведь министры и законодатели нигде не пишут развернутые статьи о своем видении в решении актуальных проблем и путях выхода из кризиса. Что у них в головах о предстоящих структурных реформах? Или что еще должны сделать и сказать лидеры стран ЕС и США, наконец, грузинские советники Президента, чтобы мы услышали и поняли, что нам надо реформировать для того, чтобы спастись с тонущего корабля под названием «украинская экономика»? Как ни горько это признавать, но мы в предыдущие годы не только не провели необходимые реформы, мы еще более осложнили их проведение в будущем.     

     Полагаю, нашим людям надо готовиться к худшему. Откровенно говоря, я, как и многие мои соотечественники, рассчитывал на лучшее. Но пока вышло, как всегда. Однако, надежду не теряю. И всё же, откровенно говоря, трудно разобраться, как министры финансово-экономического блока и Глава НБУ будут выстраивать между собой эффективное взаимодействие, не имея единого центра по формированию экономической политики. Ладно, поживем – увидим. Во всяком случае – лед тронулся.  

     Александр ГОНЧАРОВ,

     Директор Института развития экономики Украины  

Просмотров: 302